Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
Патриаршие палаты Московского кремля
Патриаршие палаты Московского кремля
Патриаршие Палаты, построены при патриархе Никоне в 1656г. Резиденция патриарха должна была соответствовать претензиям Никона на то, что церковная власть выше царской. В комплекс Патриарших Палат входят собор Двенадцати Апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа, Крестовая палата, личные покои патриарха, библиотека и монашеские кельи. При этом Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов и частично копировал соседний Успенский собор. Древний иконостас церкви не сохранился. Существующий иконостас был перенесен в храм в 1929 году из Вознесенского собора Московского Кремля. А ранее на 4 этаже высилась крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), и был устроен «Висячий сад». Построили ее в конце XVII века. По легенде, в ней обучали юного Петра I.
Но главное среди всех помещений — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. Ее площадь 280 квадратных метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектуры того времени. В экспозиции музея потрясает огромный сосуд для миро — набора масел и смол, используемых при обряде крещения.
Кадь была изготовлена в 1769г. по повелению Екатерины II. И ее присутствие здесь неслучайно. Именно здесь находилась единственная на Руси Мироваренная палата, где варили миро, которое затем доставлялось во все храмы государства. Отсюда и пошла поговорка «одним миром мазаны».
В XVII веке русской православной церковью было принято решение варить миро только в одном месте — в Москве, в Кремле, в патриаршем дворце, так как в провинции было затруднительно получить необходимые для мира ингредиенты.

Состав мира состоял из набора смол, трав и масел — всего около 40 разных веществ. Это елей — оливковое масло высшего качества, белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский и другие.
Сам процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди палаты находился каменный очаг, на который ставились два котла для варки и кадь для сливания мира, покрываемая серебряной крышкой.

Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице в Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящалась вода, и окроплялись все вещества, приготовленные для мироварения. Святая вода добавлялась в котел, в который затем вливалось масло и вино. Патриарх собственноручно зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставлялось в алавастре — сосуде, хранимом в Церкви, по преданию, по преемству от апостолов с добавлением в него мира от каждого нового освящения.
Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд из алавастра немного древнего мира. Освященное миро доставлялось в патриаршую ризницу, и оттуда рассылалось по всем епархиям. Так что православные по всей России были мазаны одним миром в прямом смысле этого слова.

После упразднения патриаршества в палатах разместилась с 1721 года Синодальная контора. Здесь осуществлялось управление всеми церковными делами, находилась ценнейшая библиотека и ризница, частично разграблена после 1917 года. Сейчас в Патриарших Палатах размещается музей. Интерьер богатых жилых покоев XVII века воссоздан на основе документов с использованием подлинных вещей.

В советское время реставраторы восстановили домовую церковь в архитектурных формах XVII века, раскрыли остатки настенной живописи того же периода в центральном барабане. За годы последней реставрации конца 1970-х — начала 1980-х годов были отреставрированы все иконы, представленные в экспозиции, а также центральный иконостас.

Древний иконостас церкви не сохранился. До 1929 года в церкви стоял иконостас XI X века, который был заменен на другой -из Вознесенского собора Вознесенского монастыря Кремля. Он выполнен из резного золоченого дерева в конце XVII — начале XVIII века в традициях московского барокко и дает представление об искусстве русских резчиков второй половины XVII века. В растительный орнамент резьбы введены цветы, листья, плоды. ягоды, картуши, тяжелые виноградные гроздья на вьющейся лозе. особенно популярные в то время.

Архитектурные формы иконостаса разнообразны и выразительны: выступающий карниз, витые колонки, пилястры, легкая арка над царскими вратами. Иконостас церкви Двенадцати апостолов является прекрасным образцом скульптурной резьбы, центром которой во второй половине XVII века была Палата резных и столярных дел. Эта резьба сыграла важную роль в становлении отечественной скульптуры и при всей независимости своих пластических мотивов сочеталась с новшествами и русской иконописи — с многоплановым построением пространства и объемной трактовкой фигур.

Этими особенностями отличаются иконы центрального иконостаса церкви, написанные русскими мастерами на рубеже XVII — XVIII веков. Они выполнены в новой для русского иконописания светотеневой манере с передачей прямой перспективы в исполнении архитектурных фонов и пейзажей.

Развитие русской живописи в XVII веке, по мнению исследователей, делится на два этапа, граница между которыми проходит почти посередине столетия. Художники первой половины XVII века стремились как к точному следованию древнему художественному канону, так и к повышенной его эстетизации. Вторая половина XVII веха ознаменовалась постепенным отходом от традиционного стиля древнерусской живописи и активизацией интереса к «живоподобию». Об этом рассказывает экспозиция икон на стенах церкви Двенадцати апостолов.

Самые ранние иконы располагаются на южной стене. По своим художественным особенностям они приближаются к одному из направлений развития иконописи первой половины XVII века — «строгановскому». Название его условное, связанное с меценатством «именитых людей» Строгановых, введенное еще исследователями XIX века и сохранившееся сейчас лишь в силу традиции. Уже в прошлом столетии ученым стало ясно, что искусство, называемое «строгановской школой», связано с Москвой.
Иконы «Почти бог в день седьмый». «Во гробе плотски», «Троица» — небольшие по размеру, с дробными композициями, многофигурные, с развернутым сюжетом, яркие, звучные по колориту. с тщательным рисунком и обилием золота. Они должны были не только «возвышать» душу, но и «услаждать» глаз, т. е. наряду с религиозно-символической они несли еще и повышенную эстетическую функцию.

Художественные принципы «строгановской» школы влияли на развитие русской иконописи вплоть до середины XVII века. Тонкость письма и миниатюрность «строгановских» икон нашла воплощение в иконе «Похвала Богоматери с Акафистом». Икона была написана для церкви Похвалы Богоматери кремлевского Потешного дворца, по всей вероятности, ярославскими мастерами.

В среднике изображена Мария с Христом в царских одеяниях на престоле и в короне. Ее окружают фигуры шестнадцати пророков с «Отечеством» в центре в овальных медальонах, которые образованы извивающимися зелеными стеблями с крупными красочными цветами. Композицию обрамляют двадцать четыре клейма Акафиста с надписями на нолях. Тончайшие архитектурные фоны клейм имеют вид башенок, многоглавых церквей, а горки напоминают хрупкие сталактиты. Колорит яркий, красочный, здесь обильно применено золото. Очевидно стремление мастера украсить икону, используя все известные средства иконописной техники.

XVII век, особенно вторую его половину, исследователи называют временем зарождения русской светской живописи, когда формировались новые художественные идеалы. Наиболее яркое отражение этот процесс нашел в творчестве царских «жалованных изографов» Оружейной палаты второй половины XVII века — Симона Ушакова, Федора Зубова, Кирилла Уланова, Федора Рожнова, Ивана Салтанова.

В экспозиции представлено произведение «жалованного изографа» Симона Ушакова «Федор Стратилат» (1676) из Архангельского собора. Святой изображен стоящим в молитвенной позе, в красочных одеждах. Художник в качестве основного условия подлинно высокого искусства выдвигает соответствие правде жизни, «живоподобие», а иконописный образ уподобляет зеркалу. Отсюда стремление передать реальную форму глаз — со слезничками и даже с ресницами, величина глаз приближена к естественной. Лик Федора Стратилата передан объемно, выразительно.
После смерти Симона Ушакова главой царских изографов стал Федор Зубов, приглашенный в 1662 году в Москву из Великого Устюга — к «государеву иконному письму». Его икона «Андрей Первозванный» из кремлевского Чудова монастыря поражает глубиной психологизма образа апостола. Он изображен в рост со свитком в левой руке, правой рукой — благословляет. Сильное впечатление производит лик святого своим скорбным выражением. Его взгляд, обращенный к зрителям, это взгляд мудреца, погруженного в свои думы.

Обращает на себя внимание исполнение пейзажного фона на иконе «Иоанн-воин» конца XVII — начала XVIII века, а также изображение архитектурных и пейзажных фонов на иконе Федора Рожнова «Распятие с апостольскими страстями» 1699 года из Успенского собора Кремля, Интерес представляет и икона «Рождество Богоматери» 1698—1699 годов из Похвальского придела Успенского собора, выполненная Кириллом Улановым. Устремленные в единую точку схода линии поля, сходящиеся линии потолочных балок создают перспективу интерьера.

Для русских художников второй половины XVII века становится характерным обращение к началам реалистического искусства, проникающего с Запада. Мастера были знакомы с массовыми гравированными изданиями, которые в России играли роль нового иконографического образца. Но любой подобный источник творческой энергии переосмысливался: вместо условных одежд появляются шелк и парча, интерьер дополняется различными декоративными деталями…

Это объясняется стремлением вложить в икону национальное понимание прекрасного, подчинить западный образец идеалам своей культуры. Русская культура XVII века была открытой: обогащая других, она обогащалась сама. Настроенность к восприятию чужой культуры была доминантой в ее развитии.

Экспозиция в Патриарших палатах — это экспозиция «музея эпохи», эпохи далекого XVII столетия. Своеобразным языком музейных экспонатов она рассказывает об эстетических представлениях и художественных вкусах человека того времени, о развитии общественной мысли в тот период.
Экспонаты музея — памятники искусства конца русского средневековья — являются частью культурной среды не только нашего прошлого, но и настоящего. Как пишет Д. С. Лихачев, «у России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев».

Посмотреть другие исторические и архитектурные памятники Москвы: Исторические памятники Москвы  
Или перейти в разделы: Музеи Москвы   Театры Москвы   Парки Москвы
Или перейти на главную страницу: Туризм и отдых в Москве



Предыдущая тема: Благовещенский собор Московского Кремля
Следующая тема: Колокольня Ивана Великого
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 27.11.2012 23:12

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 30.4.2017 22:45 , Processed in 0.056662 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.