Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 760

Донской монастырь

verona Опубликовано: 30.11.2012 12:21 [Скопировать]
Донской монастырь
Донской монастырь основан царем Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах. Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.

Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Федор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить ее в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провел тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери». Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый ее разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».

В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города. Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».

Малый собор расписывал в 1785 году итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. муч. Татианы в старом казаковском Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника на Б.Алексеевской (Б.Коммунистической) улице близ Таганки. Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И.Баженова.

Красные монастырские стены с красивыми башнями, очень похожие на стены Новодевичьего монастыря, возводились с 1686 по 1711 год на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего знаменитыми палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. Его сын Яков тоже сначала был думным дьяком, а потом постригся в монахи в Донской монастырь, и Кирилловы много жертвовали на эту обитель.

Донской монастырь немало повидал на своем веку. Его грабили и разоряли и в Смутное время, и в Отечественную войну 1812 года, и после революции.

В Донском монастыре провел большую часть своего заключения святой патриарх Тихон, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти 7 апреля 1925.

Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей.

В 1989 году во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с нетленными мощами патриарха Тихона. В том же году он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его св. мощи положены в раке в Большом соборе Донского монастыря.

Некрополь Донского монастыря — «Сен-Жерменское предместье Москвы», как удачно называли его в прошлом веке. На нем покоятся обитатели старого Арбата, Пречистенки, Поварской… Здесь похоронены историк В.О.Ключевский, первый выборный ректор Московского университета С.Н.Трубецкой, архитектор О. Бове, философ П.Я.Чаадаев, писатели А.П.Сумароков и М.М.Херасков. В 1930-е годы с Даниловского кладбища сюда перенесли прах художника В.Г.Перова. Здесь же была захоронена богатая помещица Дарья Салтыкова, умершая в заточении в Ивановском монастыре.

Донской монастырь часто называют «архитектурным кладбищем». В советское время ему пришлось укрывать в своих стенах не только человеческий прах, но и хоронить погибшую Москву. С 1934 года в монастыре находился музей русской архитектуры, и в него привозили фрагменты уничтоженных памятников старины, чтобы сохранить хотя бы напоминание о разрушенном городе. В восточной стене монастыря помещены горельефы храма Христа Спасителя, в северной — наличники Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке.
Вскоре после революции здесь, в монастырской церкви Архангела Михаила, где была усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры и передали сюда скульптуру Ангела Радости работы знаменитого мастера Витали из домовой церкви св. муч. Татианы Московского университета. Здесь же находится надгробие с могилы князя Д.М.Голицына, основателя одной из старейших в Москве бесплатной больницы для бедных — Голицынской, ныне Городская клиническая больница №1 им. Пирогова на Б.Калужской улице. Раньше она находилась на месте захоронения Голицына в склепе больничной церкви царевича Димитрия на территории основанной князем больницы. В 1918 году храм был закрыт, и по воспоминаниям очевидцев прах основателя (и его душе приказчика, двоюродного брата, А.М.Голицына, первого устроителя больницы) был перезахоронен во дворе, а надгробие работы скульптура Ф. Гордеева — перевезено в Михайловскую церковь Донского монастыря, где был открыт музей мемориальной скульптуры.
В 1936 году в Донской монастырь привезли разобранные Триумфальные Ворота, стоявшие на площади Брестского (Белорусского) вокзала. Только через тридцать лет их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967 году.
Здесь же, в Донском монастыре, в 1927 году был открыт первый советский крематорий — «кафедра безбожия», как называла его тогда атеистическая богоборческая пропаганда. Под него была переделана монастырская церковь преп. Серафима Саровского, а строительные работы возглавлял Н.Тамонькин, сотрудник архитектора А.В. Щусева.
В начале ноября 1982 года Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
В 1990-е годы Донской монастырь возвращен Церкви, и здесь вновь возродилась монашеская жизнь.

Древняя история обители
В Смутные времена монастырь несколько раз подвергался опустошительному разорению: его осаждал гетман Хоткевич, впоследствии изгнанный ополчением князя Дмитрия Трубецкого, а затем он был захвачен поляками. Нормальная работа обители смогла возобновиться лишь при Романовых, при содействии Алексея Михайловича и Михаила Федоровича.
1771-й год в монастыре ознаменовался чумным бунтом, в результате которого был убит архиепископ Амвросий (в миру Зертис-Каменский). Он снял чудотворную Донскую икону с Варварских ворот, чтобы сохранить ее в целости, однако народ, который прикладывался к иконе, дабы получить надежду на исцеление и уберечься от заразы, заподозрил в этом поступке злой умысел и поднял бунт. После его подавления убийцы Амвросия по приказу Екатерины II были повешены на Красной площади, а сам архиепископ погребен в старом Донском соборе.
К началу 18-го века Донской монастырь приобретает статус центра русско-грузинских связей, в частности, настоятелем монастыря был назначен архимандрит Лаврентий, глава имеретинской грузинской церкви, а Сретенская церковь Большого Донского собора стала родовой усыпальницей грузинских князей и царей.
На протяжении многих лет Донской монастырь постепенно терял функции оборонительного сооружения и превращался в духовную обитель, став в результате излюбленным местом паломничества царской семьи, а также многих представителей московской знати. Приезжая на богослужения, они делали в пользу монастыря весьма щедрые пожертвования, и уже к 1739-му году Донской монастырь превратился в крупнейшее крепостническое хозяйство, которое владело обширными землями и более чем 6500 «душами» крестьян.

С момента основания в монастыре находилась главная святыня — древняя икона Донской Божьей Матери, в честь которой ежегодно 19 августа совершался Крестный ход из Кремля. При этом ее чтимый список, выполненный в 1668 году Симоном Ушаковым, постоянно находился в Малом соборе наряду с другой чтимой святыней — иконой Боголюбской Божьей Матери. Монастырская ризница помимо богатых вкладов русских царей 17-18-го веков содержала также и вклады грузинского царя Арчила Имеретинского, а в архиве монастыря хранились важные акты и грамоты, которые в данный момент расположены в Центральном историческом архиве Москвы и в фондах Российского государственного архива древних актов.

Обитель в советское время
Донской монастырь довольно часто упоминается в источниках как «архитектурное кладбище». Оно и немудрено, ведь в советское время обители приходилось хоронить не только человеческий прах, но также и скрывать в своих стенах памятники разрушенной Москвы. Еще до отечественной войны в монастыре располагался музей русской архитектуры, в который свозили все фрагменты уничтоженных советской властью памятников старины. Как свидетельство разрушения города в северной стене помещены наличники церкви Успения Божией матери на Покровке и Сухаревой башни, а в восточной — горельефы храма Христа Спасителя.

Революция принесла в монастырь существенные изменения: в монастырском храме Архангела Михаила усыпальница Голицыных была преобразована в музей скульптуры. Сюда были переданы на сохранение скульптура Ангела Радости (работы Витали из домовой церкви при МГУ) и надгробие с могилы князя Голицына, основателя старейшей московской больницы для бедных (нынче Гор. Клиническая больница №1 им. Пирогова), которое до этого располагалось в склепе больничной церкви царевича Дмитрия.

К 1927-му году находящийся на территории монастыря храм преподобных Анны Кашинской и Серафима Саровского был переделан под крематорий, в котором с 1934-го года и до начала 1950-х годов кремировали расстрелянных жертв сталинских репрессий. При этом, скорее всего, их прах был захоронен рядом с крематорием на кладбище, однако явных доказательств этому факту не обнаружено и по сей день.

В Донском монастыре с 1936-го года хранились и разобранные Триумфальные Ворота, которые ранее стояли на площади Белорусского вокзала. Позднее, через тридцать лет, в 1967 году, они были вывезены с территории и вновь установлены на Кутузовском проспекте.

К концу 1982 года Донская обитель по указу Генерального секретаря практически была передана под управление Московской Патриархии для перевода в нее резиденции Патриарха, но скорая смерть Л.Брежнева приостановила этот процесс, и, в конце концов, под резиденцию был избран Даниловский монастырь.
В 1991 монастырь был передан Московскому Патриархату; 18 августа 1991 года был вновь освящен Большой собор.
В том же году, 18 ноября, неизвестным злоумышленником был подожжен Малый собор. Во время его ремонта были проведены раскопки, в ходе которых 19 февраля 1992 года было вскрыто захоронение Патриарха Тихона, действительное наличие которого до того вызывало сомнения. Обретенные мощи святителя были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся открыто на северной части солеи.

Новейшая история Донского монастыря
В 1991 году состоялся долгожданный перевод Донского монастыря под управление Московской Патриархии, и с этого момента началось восстановление церковной жизни. Процесс шел довольно быстро, и уже 18 августа 1991 года состоялось освящение большого Донского собора. В тот же момент была начата реставрация Малого собора, однако через три месяца неизвестные вандалы подожгли его.

Во время ремонта и укрепления фундамента 19 февраля 1992-го года неожиданно было обнаружено захоронение Патриарха Тихона, что вызвало сенсацию в церковном мире. Вскоре нетронутые временем мощи святителя были с особой осторожностью перенесены в раку и перенесены в Большой собор, где и поныне открыто покоятся в северной стороне солеи. Таким образом, Донской монастырь обрел еще одну святыню наряду с чудодейственной иконой Божьей Матери.

Святыни
в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона, мч. Якова Полозова
в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского
в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая

Богослужение
В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00, в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00 В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00

Внебогослужебная деятельность
При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

Адрес:115419, г. Москва, Донская площадь, 1-3 Телефон: (495) 952 14 81 (канцелярия наместника)
Официальный сайт: Донской монастырь

Посмотреть другие исторические и архитектурные памятники Москвы: Исторические памятники Москвы  
Или перейти в разделы: Музеи Москвы   Театры Москвы   Парки Москвы
Или перейти на главную страницу: Туризм и отдых в Москве


Предыдущая тема: Заиконоспасский монастырь
Следующая тема: Часовня Иверской иконы Божией Матери
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 30.11.2012 12:21

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 30.4.2017 22:46 , Processed in 0.080034 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.