Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 917

Новодевичий монастырь

lena Опубликовано: 10.12.2012 20:54 [Скопировать]


Новодевичий монастырь

Согласно летописям, первая деревянная церковь на месте нынешнего Новодевичьего монастыря была заложена 13 (26) мая 1524 года, в память о покорении Смоленска Василием III и «в воспоминание «прихода» к Москве в конце XIV века чудотворной иконы Смоленской Одигитрии», как пишет исследователь В.В. Кавельмахер. Монастырь основали на том самом месте, где москвичи прощались с иконой, отправляя ее в Смоленск. Икону Божией Матери «Одигитрия» привезла с собой из Царьграда в Чернигов в 1046 году византийская царевна Анна Мономах, жена черниговского князя Всеволода Ярославовича, отсюда и название — Одигитрия означает «путеводительница». Эту икону, написанную, по преданию, евангелистом Лукой, особо почитали на Руси. Путеводительная икона много путешествовала: из Чернигова была перенесена в Смоленск, несколько раз переезжала из Смоленска в Москву и обратно. В Новодевичьем монастыре хранился ее список, который тоже считается чудотворным. В тридцатых годах XX века подлинный образ Смоленской иконы Божией Матери изъяли и передали в Смоленский музей, однако в музейных описях икона числится бесследно пропавшей. Есть мнение, что во время гитлеровской оккупации Смоленска она была унесена в народ и до сих пор сохраняется среди верующих.

В честь Смоленской иконы новый монастырь получил название Пречистой Одигитрии Новый девичий, в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле, именовавшегося Стародевичьим. Василий III, а вслед за ним и Иван IV, наделили обитель несколькими дворцовыми деревнями и селами. Новодевичий монастырь входил в полукольцо расположенных за пределами Москвы монастырей (Донской, Данилов, Симонов, Новоспасский и Андроников), защищавших город с юга.

Новодевичий монастырь сразу же получил многочисленные привилегии и покровительство царствующих особ. Особое положение обители заключалось в том, что ее монахинями не раз становились великокняжеские и царские вдовы, «лишние» царевны и царицы (чаще всего против воли) и опальные аристократки. Это подразумевалось уже при создании монастыря: царь Василий III собирался отправить в новопостроенную обитель свою жену Соломонию Сабурову. В 1598 году вдова царя Федора Иоанновича Ирина постриглась здесь в монахини под именем Александры. Брат Ирины Борис Годунов жил рядом с ней в Новодевичьем монастыре вплоть до своего избрания на престол. Позже в Новодевичьем монастыре жила его дочь Ксения Годунова — женщина с одной из самых трагических судеб в русской истории.

Палаты, где предположительно жила Ирина Годунова, сохранились до наших дней. Правда, историки и реставраторы сомневаются в этом: скорее всего, Ирина жила на том же месте, но в деревянных палатах, позже замененных на каменные. Пока ни одна из версий не нашла документальных подтверждений, и палаты продолжают называть Ирининскими.

В Смутное время монастырь был разорен, несколько раз попадал в руки неприятеля и превращался в крепость. Со вступлением на престол Михаила Федоровича обитель была восстановлена, монашеская жизнь возобновилась. Алексей Михайлович и Федор Алексеевич наделили монастырь вотчинами и вкладами, сделав его царским богомольем. Примерно с этого периода Новодевичий стал одним из самых влиятельных и богатых монастырей страны.

Архитектурный комплекс монастыря, каким мы его видим сегодня, появился практически в одно время, в конце XVII века. Из единого ансамбля выделяются только две более ранние постройки — Смоленский собор и храм Святого Амвросия. Правда, до сих пор реставраторы не пришли к единому мнению по поводу датировки этих храмов. В частности, Смоленский собор датируют временным периодом от первой четверти до конца XVI века.

Стены и башни монастыря возводились в популярном в те времена стиле московского (нарышкинского) барокко — кирпич с белокаменными деталями. Крепостные стены, наподобие кремлевских, увенчаны двурогими зубцами. По основным углам стен поставлены четыре круглые башни, между ними — восемь квадратных. Башни украшены характерными «коронами», которые ранее считались позднейшим добавлением, сделанным в XVIII веке. Современные исследователи пришли к выводу, что «короны» появились сразу же, вместе со стенами и башнями: везде использован одинаково клейменый кирпич (раз в 10-20 лет клейма менялись). Поэтому ансамбль монастыря отличает удивительная целостность форм и стилей.

Многие монастырские постройки возведены в 1680-х годах, при царевне Софье Алексеевне: Трапезная палата с Успенской церковью, Преображенская и Покровская надвратные церкви, два жилых корпуса для дочерей Алексея Михайловича, сестер Петра I. Тогда же сложился план расположения строений на территории монастыря: главные здания поставлены по центральным осям.

Царевна Софья была насильно пострижена в монахини и заключена в Новодевичий монастырь в 1698 году. Таким образом монастырь вписал свое имя в историю стрелецких бунтов. Здесь проводили допросы и казнили мятежников. По приказу Петра I их вешали перед окнами кельи Софьи, ставшей инокиней Сусанной. Здесь она и скончалась в 1704 году.

Спустя двадцать с лишним лет в Новодевичий попала и первая жена Петра Евдокия Лопухина — ее перевели сюда по собственному желанию. В начале событий церковного раскола в монастыре содержалась боярыня Морозова.

После церковной реформы Екатерины II Новодевичий был отнесен к I классу монастырей. По свидетельствам современников, тогда обитель была едва ли не самой богатой в России.

Одной из самых ярких страниц истории монастыря стал 1812 год. 30 августа игуменья Мефодия получила от преосвященного Августина приказание вывезти ценные реликвии и покинуть обитель. Мефодия забрала самые почитаемые иконы, оклады к ним, сокровища из монастырской ризницы и 31 августа вместе с настоятелями других монастырей уехала в Вологду. Часть монахинь, в том числе казначейша Сарра, остались в Новодевичьем. Со 2-го сентября к монастырю подобрались французы, но внутрь попасть не могли — крепостные ворота были заперты. Стены не остановили бы солдат Наполеона — достаточно было несколько выстрелов из пушки, — однако штурм проходил вполне мирно. Он начался 4 сентября 1812 года. По свидетельствам очевидцев, к монастырю подошел французский корпус, один солдат которого перелез через стену и заставил монахинь открыть ворота. 8 сентября в монастырь вошло многочисленное войско, однако грабежей и разорения не последовало — солдатам приказали соблюдать порядок и проявлять почтение. В покоях игуменьи поселился наполеоновский генерал Даву, а 25 сентября приехал и сам Наполеон: осмотрел монастырские постройки и велел взорвать церковь Иоанна Предтечи. Сделано это было из чисто практических соображений — церковь мешала обстрелу в сторону Москвы.

6 октября монахиням было объявлено: те, которые хотят спастись, должны покинуть монастырь. С 8-го на 9-е все собрались уходить из обители, осталась только казначея Сарра с несколькими монахинями. Обходя монастырь, они увидели под Смоленским собором ящики с порохом. Ящики были открыты, а заложенные в них фитили подожжены. Монахини успели потушить фитили и залили порох водой. Монастырь и его главный собор были спасены.

Соответствует ли эта история реальности, трудно сказать. Ведущий реставратор Новодевичьего монастыря Николай Сергеевич Романов уточняет: «Возможно, сюжет был не настолько драматическим, и монахини не спасали в последний момент монастырь от взрыва. Но имя казначеи Сарры, тем не менее, не выдумано — она действительно жила в монастыре. Так что пока ни опровергнуть, не подтвердить эту страницу истории монастыря мы не можем».

В XIX веке монастырь жил тихой мирной жизнью. В 1871 году открылся приют для воспитания девочек-сирот. В 1898-1904 году расширили монастырский некрополь — внутри стен уже не оставалось места для захоронений, поэтому по проекту архитектора Машкова с южной стороны монастыря были возведены новые стены, за которыми выросло «новое» кладбище, Новодевичье, ныне известное во всем мире.

После революции, в 1922, Новодевичий монастырь закрыли. В зданиях обители сменяли друг друга музеи — «Раскрепощения женщин», историко-бытовой, художественный. В Трапезной открыли гимнастический зал, в кельях — ясли, прачечные и общежития Наркомпроса. Позже большинство помещений монастыря были переделаны под квартиры: выделены и разгорожены комнаты, кухни, санузлы. Последний храм закрыли в 1929 году. Как говорит Н.С.Романов, «Новодевичий никогда не планировали сносить — не было смысла, там же расселили около 700 человек, удобно».

С 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Исторического музея. Однако жильцы на монастырской территории оставались еще долго — последние уехали из монастыря только в 1960-х.

В Больничных палатах Новодевичьего монастыря с 1939 по 1984 год жил выдающийся архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский. У него здесь была небольшая квартира. В отличие от остальных жильцов, заслуженного и пожилого Барановского с территории монастыря не выселили. Сейчас на стене палат висит скромная мемориальная доска.

В 1943 году в Новодевичьем открылись богословские курсы, в следующем — Богословский институт, позже преобразованные в Московскую духовную семинарию и академию (переведены в Троице-Сергиеву лавру).

Решение о возобновлении монашеской жизни было принято в 1994 году. Первой игуменьей возродившегося Новодевичьего стала легендарная инокиня Серафима. До монашеского пострига, который она приняла в возрасте 72 лет, Варвара Васильевна Черная-Чичагова занималась химией, и весьма успешно. «Была заместителем директора Института резиновой промышленности, выдающимся химиком, даже создала новую область производства — латексную технологию. Была строгим, жестким руководителем, членом партии. От веры если и не отрекалась публично, то не говорила о ней точно. А когда в 1986 году вышла на пенсию, круто изменила жизнь. Решила, что пора смирять гордыню, и пошла продавать свечки в церкви Илии Пророка на Остоженке. Параллельно проводила изыскания для того, чтобы представить своего деда (расстрелянного после революции митрополита Серафима) на комиссию для причисления к лику новомучеников. Так ее заметил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, под чьей юрисдикцией находится Новодевичий монастырь. Он Варвару Васильевну заметил, оценил, лично постриг в монахини и сделал игуменьей Новодевичьего, коей она и пробыла до своей смерти в 1999 году. Умнейшая все-таки женщина была», — рассказал корреспондентам Strana.Ru ведущий реставратор Новодевичьего Николай Сергеевич Романов. Похоронена матушка Серафима у входа в Успенский храм. Интересно, что нынешняя настоятельница Новодевичьего, матушка Маргарита, «в прошлой жизни» занималась генетикой.

С марта 1999 года возобновлено почитание преподобной Елены (Девочкиной), первой игуменьи Новодевичьего монастыря. На игуменство в Новый Девичий монастырь ее призвал из Суздаля Василий III. Уже при Алексее Михайловиче Елену почитали за святость. По церковным преданиям, преподобная Елена не раз являлась сестрам обители в тяжелые времена — во время чумы 1771 года и в 1812, в день вторжения Наполеона в Россию (считается, что в Москве на тот момент о нападении французских войск еще не знали). Игумения Елена умерла в 1547 году и была похоронена в монастыре с северной стороны алтаря Смоленского собора. Позже в алтарную стену собора перед гробницей была вставлена каменная плита, сохранившаяся до наших дней. Известно, что могила первой игумений долгое время служила местом особого почитания. После уничтожения монастырского кладбища и перепланировки всей территории в конце 1920-х — начале 1930-х годов могильный камень с именем игумении Елены лишь приблизительно указывает первоначальное место ее захоронения.

Экспозиции музея размещаются в Софьиных и Ирининских палатах. В настоящее время здесь проходят выставки икон XX-XVIII веков. Экспозиции периодически меняются — в запасниках музея хранятся до 14 тысяч экспонатов, среди которых настоящие сокровища: драгоценная церковная утварь, уникальные оклады, царские пожертвования монастырю.

С 1964 года и по сей день при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского, одного из важнейших чинов РПЦ. Уже много лет им является епископ Ювеналий. Новодевичий — единственный московский монастырь, подчиненный не непосредственно патриарху, а митрополиту Крутицкому и Коломенскому.

Главный собор Новодевичьего монастыря — Смоленский — летний, поэтому открыт только в теплое время года, с конца апреля по конец сентября. Точные даты открытия и закрытия собора зависят от погодных условий.

Стройная шестиярусная колокольня, башни, увенчанные нарядными «коронами», нарышкинское сочетание красного, белого и золотого — таким предстает Новодевичий монастырь с Большой Пироговской улицы. Так и было задумано: сама улица, некогда часть исторической Пречистенки, образовалась как дорога в этот аристократический, царский монастырь (первое название — Пречистыя Одигитрии Новый девичий).

Вид с Пироговки — парадный, открыточный — визитная карточка одного из самых почитаемых монастырей России, взятого под покровительство ЮНЕСКО. Но женская сущность обители предстает во всем изяществе с другой точки: противоположного берега Большого Новодевичьего пруда. Летом, когда весь монастырский ансамбль отражается в его спокойных водах, душевная радость от созерцания обители буквально удваивается.

Столичный шум за бело-красными стенами не стихает, а переходит в гул туристского столпотворения. В Новодевичьем всегда многолюдно, шансов найти уединение очень мало, разве что в сильный дождь или в лютый мороз. К монастырским воротам то и дело причаливают автобусы, нагруженные любознательными путешественниками со всего света. Дети разных народов дивятся собору Смоленской Богоматери, по архитектурной ценности и древности (XVI век) сопоставимому с Успенским и Архангельским соборами московского Кремля. И немцы, и японцы задирают головы, разглядывая детали удивительных надвратных церквей — Покровской и Преображенской; великий зодчий Василий Баженов, ценитель искушенный и строгий, называл их самыми красивыми в своем роде русскими церквями. Софьины палаты на особой заметке у некоторых наших соотечественников: они прикладывают руку к стенам и загадывают желание, потому что (так сказал телевизор!) считают опальную сестру Петра I святой и ждут от места ее заточения чудес и исполнения желаний. Для верности записывают желания на стенах палат — монахини в шоке, реставраторы стонут. Французы оживляются при упоминании Наполеона: в 1812-м император осмотрел монастырь, не сходя с коня, и приказал уничтожить церковь Иоанна Предтечи. Героическая казначейша Сарра, успевшая предотвратить взрыв заминированного монастыря после ухода французов, радует феминисток всех стран. Они же переглядываются при упоминании «Музея раскрепощения женщин» — большевики открыли его здесь в 1924-м, через два года после упразднения обители, своеобразно почтив и грозную Софью, и несчастную Ксению Годунову, и всех постриженных здесь в монахини царевен, цариц и царских вдов. Прекрасный Новодевичий монастырь всегда был своеобразной гендерной альтернативой мужественному Кремлю.

Не меньше, чем старинные церкви, любопытных путешественников привлекают знаменитые могилы — захоронения российско-советско-российского пантеона. Кладбище Новодевичьего монастыря в XX веке продолжило традицию особо привилегированного места. К героям 1812 года присоединились и Хрущев, надгробный памятник которому делал заклейменный Никитой Сергеевичем «формалист» Эрнст Неизвестный, и Борис Ельцин (в триколор на его могиле вместо красного почему-то затесался коричневый цвет), и множество знаменитых художников и народных артистов. От Эйзенштейна до Альфреда Шнитке, от Утесова до Гурченко — вся история советского искусства.

С борта прогулочного парохода ладный, почти полностью выдержанный в стиле нарышкинского барокко монастырский комплекс за белыми стенами выглядит как русский сувенир. Хамовники, излучина Москвы-реки — одно из самых красивых мест в столице.

С 1994 года Новодевичий снова стал действующим монастырем, но помещения и памятники пришлось «по-братски» делить с Историческим музеем, образованным в 1934 году. Смоленский собор, Ирининские и Софьины палаты остались у музея, остальные церкви и кельи передали духовенству. С 2010 года монастырь отошел в безвозмездное и бессрочное пользование Московской епархии. Однако музей продолжает работать, теперь в качестве «церковного музея РПЦ». Кроме музея и церкви, третьим неформальным хозяином места стала туристская братия.

Туристы, конечно, лишают это место тишины, приличествующей древней обители, но утепляют и оживляют монастырскую атмосферу. Все смешивается: торопливые иностранцы, стремящиеся за два дня объехать все достопримечательности Москвы, неорганизованные соотечественники в поисках «звездных» могил, первые леди разных государств — их в обязательном порядке возят на экскурсию в Новодевичий. То ли в память царственных инокинь, то ли в противовес Кремлю, где собираются государственные мужи.

Посмотреть другие исторические и архитектурные памятники Москвы: Исторические памятники Москвы  
Или перейти в разделы: Музеи Москвы   Театры Москвы   Парки Москвы
Или перейти на главную страницу: Туризм и отдых в Москве


Предыдущая тема: Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих
Следующая тема: Тайницкий сад Московского Кремля
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 10.12.2012 20:54

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 1.5.2017 02:33 , Processed in 0.066901 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.