Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню

Церковь Воздвижения на Чистом Вражке

Церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке
Храм во имя Воздвижения Креста Господня был возведен в живописном месте на высоком берегу Москвы-реки. Восточным фасадом церковь обращена к 1-му Труженикову (бывшему Большому Воздвиженскому) переулку, по трассе которого в XVI—XVII вв. проходила Смоленская дорога, а северным — ко 2-му Вражскому переулку, проложенному по дну оврага, куда в XVII в. свозили навоз из Новоконюшенного государева двора у Девичьего поля. Переулки у оврага назывались Вражскими. Позже овраг почистили и он получил новое имя –Чистый вражек. Названия Вражских переулков сохранились до наших дней, а рельеф спуска к Москве-реке полностью оправдывает это название.
Название храма связано с нашей историей. Середина ХVII века - это время раскола. Наши предки испытывали глубокое чувство горечи от смуты в Церкви, памятуя о недавней смуте в государстве, вследствие которой Россия чуть было не потеряла своей независимости. Крест являлся государственным символом Византийской империи, а оттуда перешел в качестве такового в Москву, «Третий Рим». Именно в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября по новому стилю) православные просили в своих молитвах о даровании побед в битвах с иноверными и сохранении в сени Креста своего государства и народа.

Первоначально храм был деревянным. Каменный храм строился 18 лет, начиная с 1640 года. В 1658 году был освящен главный престол, но уже в 1701 году церковь была перестроена стольником Василием Шереметевым. А еще через семь лет с северной стороны появилась придельная церковь с отдельной главкой и крестом — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».
С годами менялся архитектурный облик храма. Между 1761 и 1782 годом он был почти полностью перестроен. Увеличен алтарь, трапезная, придел во имя иконы Божией Матери. Однако исследователи считают, что в объеме стен сохранилась кирпичная кладка XVII века.

После пожара во время наполеоновского нашествия храм вновь освятили. Было это в 1813 году.
В 1846 году на средства, завещанные купцом Г. И. Блохиным,  и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел — во имя архангела Гавриила. Освящение постройки состоялось 8 сентября 1852 года.
В 1887 году ктитор храма, купец 2-й гильдии Иван Иванович Виноградов, построил упорную каменную стенку для поддержания круто обрывающегося склона оврага, на котором находится храм. Она существует и сегодня. Гранитный цоколь ограды, служащий подпорной стенкой воспринимается как внушительное инженерное сооружение.

В 1894 году по проекту архитектора Ф. Н. Кольбе храм вновь расширили: северный и южный приделы были построены по обе стороны от главного алтаря.  Северный и южный приделы освятили 24 октября 1895 года. В таком виде храм сохранился до начала XX века.

При церкви в Малом Пометном вражке была в конце XIX века богадельня на 16 женщин. Храм всегда был популярным и отличался богатой отделкой, хотя большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами.
Однако среди  прихожаи  были и представители знаменитых дворянских фамилий: Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. Так, в 1740 году Платона Ивановича Мусина-Пушкина за попытку покончить с «бироновщиной» - антиправославным, гибельным режимом - лишили чинов и графского достоинства, вырезали язык и сослали в Соловецкий монастырь. Один из его потомков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, известный археолог и член Российской Академии, обессмертил свое имя тем, что открыл «Слово о полку Игореве».
Прихожанином храма до последних дней своей жизни был известный поэт князь Иван Михайлович Долгоруков, друг Василия Львовича Пушкина. Долгоруков был истинно православным человеком, начинавшим каждый день молитвой и чтением Священного Писания. Не случайно именно ему, ревнителю славы Российской, губернатору во Владимире, удалось обнаружить могилу освободителя Москвы князя Дмитрия Михйловича Пожарского...
История храма связана и с именем митрополита Московского Филарета (Дроздова), выдающегося церковного деятеля XIX века.

Наконец, в начале ХХ столетия, 25 мая 1901 года, здесь венчались великий русский писатель Антон Павлович Чехов и Ольга Леонардовна Книппер. О свадьбе  они никому не сообщили, на нем присутствовали только необходимые четыре свидетеля – брат и дядя О.Л. Книппер со стороны невесты и два студента со стороны жениха. Сделано это было потому, что Чехов не хотел шумного венчания, поздравлений, шампанского. Для этого все друзья и родственники актрисы и писателя были собраны на званый обед.
Станиславский так воспоминал это событие: «Однажды Антон Павлович попросил устроить званый обед и попросил пригласить туда своих родственников и почему-то и родственников Книппер. В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и наконец, получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь венчаться, а из церкви поедет сразу на вокзал и в Самару на кумыс. А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума.

Богатый храм стал одним из основных объектов ограбления во время революции. По рассказам прихожан тех лет, первое ограбление  произошло уже в 1918 году, когда из древней церкви было вывезено более 400 пудов серебряной утвари. Регулярное изъятие ценностей продолжалось и в начале 1920-х годов. Например, "с 31 марта по 5 апреля 1922 г. из храма изъяли 8 золотников золота, 16 пудов 3 фунта серебра".
В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню (до первого яруса) сломали, над четвериком сделали косую надстройку, снесли богадельню и дом причта. Ограда и четверо ворот XIX в. не сохранились.

В помещении храма сделали общежитие, потом - коммунальные квартиры, к зданию были пристроены туалеты и умывальные комнаты. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Однако большая часть росписи уцелела. Это стало очевидным при восстановлении поруганной святыни.

С 1967 года храм с пристройками по был передан в аренду производственному швейному объединению "Москва". Здесь находился фурнитурный цех. Еще раньше, в 1922 году, по находившейся рядом швейной фабрике "Труд" Воздвиженские переулки переименовали в Тружениковы

В сентябре 1992 года цеху предложили передать храм верующим. Уже 7 сентября 1993 года в восстановленной церкви был освящен престол в честь архангела Гавриила и отслужена Божественная Литургия.

К концу 2000 года попечением его настоятеля о.Александра храм вновь принял прежний архитектурный облик. Никогда не забыть того радостного чувства, которое возникло при звуках пасхального перезвона на только что восстановленной колокольне.
Сейчас постепенно восстанавливается настенная роспись группой художников, в том числе И.Мясниковым.

Адрес: 1-й Тружеников пер., 8
Проезд: М. "Смоленская", "Спортивная", авт. 64, 132, ост. "Ул. Бурденко".

Посмотреть другие исторические и архитектурные памятники Москвы: Исторические памятники Москвы  
Или перейти в разделы: Музеи Москвы   Театры Москвы   Парки Москвы
Или перейти на главную страницу: Туризм и отдых в Москве


Предыдущая тема: Храм Введения в Барашах
Следующая тема: Церковь Алексия, человека Божия
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 12.12.2012 19:39

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 1.5.2017 02:37 , Processed in 0.058133 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.