Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 642

Церковь Покрова в Рубцове

mixa Опубликовано: 13.12.2012 01:51 [Скопировать]

Церковь Покрова в Рубцове

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
1 октября 1618 года была предотвращена последняя попытка поляков захватить русский престол. В память этого события воздвигнут храм Покрова Пресвятой Богородицы в дворцовом селе Рубцове. Сначала был поставлен деревянный обыденный храм (1619), а затем возведен и освящен в 1626 году каменный с двумя приделами, по правую сторону придел теплый во имя  преподобного Сергия Радонежского, по левую – придел царевича Димитрия. Построили храм в архитектурных формах характерных для эпохи царей Федора Ивановича и  Бориса Годунова. «Государь постави храм каменный по обету своему во имя Покрова Пречистыя Богородицы в дворцовом селе Покровском». В «Разрядных книгах» была также сделана под 7135 (1626) годом запись: «Того же года октября в 29 день Государь Царь и Великий князь Михайло Федорович Всея Руси ходил в свое государево село в Рубцово для освящения церкви Пречистыя Богородицы Покрова». Вместе с государем выехал в Рубцово весь царский двор из Кремля и был устроен по поводу освящения праздничный стол.

Земля, на которой стоит храм, сохранила историческую память о многих событиях в жизни царской семьи Романовых.

Село Рубцово, (позднее Покровское) Московского уезда, при впадении речки Рыбинки в Яузу было пожаловано царем Иваном Грозным боярину Никите Романовичу Юрьеву, брату первой жены царя Анастасии Романовны и матери царя Федора Ивановича. Перейдя по наследству боярину Федору Никитичу Романову (будущему патриарху Филарету), после воцарения его сына Михаила Федоровича, стала государевой подмосковной усадьбой.

«Разрядные книги» XVII века содержат многочисленные сообщения о посещениях государя Михаила Федоровича и государя Алексея Михайловича своей вотчины, проходивших там богослужениях в храме Покрова, торжественных приемах послов и различных гостей в Покровском дворце, праздничных обедах, семейных торжествах, царской охоте весной и осенью в окрестностях Покровского и Семеновского.

В 1733 г. в царствование Анны Иоанновны в селе Покровском был построен дворец для русской принцессы, дочери Петра I Елизаветы, которой принадлежало дворцовое село. Во времена императрицы Елизаветы Петровны дворцовая усадьба в Покровском превратилась в своеобразный зеленый цветущий «вертоград» с прудами, аллеями плодовых деревьев и ягодных кустарников, качелями, каруселями, раскатами катальных гор, праздничными народными гуляниями в масленицу, на Пасху и на Троицу.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в силу своего местоположения в государевой усадьбе подобно кремлевским соборам получил статус собора. При нем находился протопоп с двумя священниками и диаконом, получал государеву ругу, которая в 1677 году составляла 207 рублей 35 копеек.

В 1761 году после кончины императрицы Елизаветы Петровны становится обычным приходским храмом, но на содержание ему продолжала выделяться из государственного казначейства денежная руга, тем не менее, в клировых ведомостях отмечалось: «содержание причта недостаточное».

В приходе Покровской ружной церкви в 1838 году насчитывалось 32 двора и 706 прихожан, в 1845 году 27 дворов и 278 прихожан, в 1916 году 116 дворов и 844 прихожан.

В 1677 году, когда храм еще был дворцовым, он был расширен, окна алтарных апсид получили наличники (Архитектура и строительство Москвы. 1989. № 9, с. 32).

В последних числах марта 1787 года Дворцовая экспедиция, осматривая храм, вынуждена была снять колокола и сломать ветхую каменную колокольню «о трех столбах». В ноябре 1787 года сообщают: «в том месте проходит в паперть великая течь, внутри самой церкви как святый иконостас ветх, так и в нем святые образа от долговременности потемнели», в «церкви на углах, волею Божией, ветром железную крышу раскрыло, поэтому в тех местах и возле царских врат и над царским местом протекает» (ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 761. Д. 301. Л. 1-1 об).  

В конце 80-х – начале 90-х XVIII века строится нынешняя колокольня, с обеих боковых сторон нижние паперти закрываются и превращаются в трапезные. (См. рисунок 1913 года в кн: Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V съезда зодчих в Москве (Под редакцией И.П. Машкова. М., 1913. С. 194. Рис. 64. Воспроизведен в «Сорок сороков». Т. 3. С. 245).

После французского нашествия в 1812 году поновлялись многие храмы. Елизаветинский дворец был разграблен, вероятно, пострадал и храм.

В 1821 году был полностью обновлен иконостас, в 1822 году верхняя паперть была сделана закрытой, а пролеты нижних арок заложены. (Александровский. № 48).

К 250-летию Покровского собора, 1 октября 1869 года стараниями церковного старосты Ванблейн и безвозмездно трудившегося архитектора Ивана Николаевича Дьячкова крайне обветшавший храм приведен в «возможное благолепие», построена часовня. Литургию совершили: митрополит Иннокентий (Вениаминов), настоятель Богоявленского монастыря Никодим, протоиерей церкви Петра и Павла в Басманной Терновский, 4 священника, Присутствовала игумения Серпуховского Владычня монастыря Митрофания. Слово сказал священник Н.П. Добромыслов. («Современная летопись», № 40. с. 13-14.; Московские епархиальные ведомости, 1869, 4 мая).

10 февраля 1872 года Покровская ружная церковь со своим земельным погостом в 2916 квадратных сажен вошла в состав Московской Владычне-Покровской Общины сестер милосердия у Покровского моста. При своем учреждении община получила землю бывшей дворцовой усадьбы размером в 24.105 квадратных сажен. Из них 1300 пустопорожней земли, прилегающей к общим сторонам полотна Московско-Рязанской и соединительной ветки Николаевской железной дороги, под прудом – 3.466 квадратных сажен, остальные 19.339 квадратных сажен – под Покровским собором, зданиями, садом и вновь разрешенным кладбищем (ЦИАМ. 16.25.718).

25 июня 1872 года в домовом храме Елизаветинского дворца был освящен престол в честь Воскресения Словущего. На освящении присутствовал митрополит Иннокентий, викарий епископ Можайский Игнатий, обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой, московский генерал-губернатор В.А. Долгорукий и другие. Освящение совершил старший священник прихода В.И. Скороходов.

В Елизаветинском дворце позднее были освящены престолы преподобного Серафима Саровского (26 мая 1909), иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1874). В Романовской больнице был освящен престол в честь преподобного Михаила Малеина (27 декабря 1913). Причты Покровского храма и созданных домовых храмов были объединены, метрические и исповедные книги хранились в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

Доброй церковной традицией, сложившейся еще в XVII веке, был ежегодный Крестный ход из Покровского на Яузу 1 августа для торжественного водоосвящения на источниках в честь Святого и Животворящего Креста Господня и в память Крещений Руси. В Крестном ходе принимали участие соседние храмы: Воскресения Словущего в Общине, Александра Невского в Покровской мещанской богадельне, Николо-Покровский и Троицкий (Ирининский) храмы (ЦИАМ. 203.744.3202. Л.10,119).

Московская Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1870 (69) году игуменией Митрофанией, настоятельницей Серпуховского Владычно-Покровского монастыря  под покровительством императрицы Марии Федоровны. Игумения Митрофания (дочь наместника на Кавказе, баронесса Прасковья Григорьевна фон Розен, родилась 15 ноября 1825 года, получила блестящее домашнее образование, в 1842 году была пожалована в фрейлины к императрице Александре Федоровне, была духовной дочерью святителя Филарета, митрополита Московского. В 1852 году поступила в число послушниц Алексеевского монастыря в Москве, в 1854 году пострижена в рясу, в 1861 году приняла монашество, а 2 августа 1861 года святителем Филаретом, митрополитом Московским возведена в сан игумении и назначена настоятельницей Серпуховского Владычня монастыря, в 1865 году устроила женскую Покровскую общину сестер милосердия в Петербурге, в 1968 году устроила женскую Иоанно-Ильинскую общину в Пскове, в 1870 году основала Покровскую епархиальную общину сестер милосердия в Москве, 26 июня 1872 года было совершено освящение храма вчесть Воскресения Словущего при общине, Покровская община стала одной из самых благоустроенных в России. В 1873 году игумения Митрофания арестована по обвинению в подлоге векселей, в 1874 году лишена сана игумении и удалена в Ставропольский Покровский монастырь, затем пребывала в Ладонском монастыре Полтавской епархии, с 1886 года в Дальне-Давыдовском монастыре Нижегородской епархии, в 1896 году удалилась в Иерусалим и пробыла там два года. 12 августа 1899 года скончалась в Москве, отпевание совершено в Воскресенской церкви Покровской общины (устроенной ей в 1874 году), погребена в склепе на кладбище Покровской епархиальной общины сестер милосердия)

По примеру московских монастырей Московской Владычино-Покровской общине сестер милосердия в начале 1872 года разрешили открыть при храме кладбище (Фонд 16. оп. 24. Дело 2833).

В 1879 году были возведены ограда и часовня в башне ограды по проекту архитектора Петра Петровича Скоморошенко (1825-1888).

25 июля 1872 года был освящен храм в честь Воскресения Христова. Освящение совершил митрополит Московский Иннокентий в сослужении своего викария епископа Можайского Игнатия и многочисленного духовенства города Москвы. На богослужении присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода граф Д.А. Толстой, московский генерал-губернатор В. Долгоруков, другие церковные и светские лица. На учредительницу и руководительницу общины игумению Митрофанию и ее помощницу монахиню Зинаиду митрополит Иннокентий возложил бронзовые наперсные кресты.

С именем этой игумении связана полоса крупных неприятностей, чуть было не  погубивших общину. В монастыре она организовала религиозную трудовую общину, поставив все на очень широкую ногу. Существование общины в основном зависело от частных пожертвований. В арке Китайской стены у Проломных ворот в 1870 году общиной была поставлена икона Покрова Пресвятой Богородицы и при ней кружку для подаяний, которые поступали от торговцев (Фонд 16. оп. 28. Дело 608). Однако этих скудных средств постоянно не хватало. Игумения Митрофания стала принимать векселя. К этому придрались недруги. Дело против нее было начато в 1873 году. «Личной корысти в ее преступлении, по словам А.Ф. Кони, занимавшегося этим делом, не было никакой. Он пишет: «Эта была женщина обширного ума, чисто мужского делового склада, шедшего вразрез со многими традиционными и рутинными взглядами… той среды, в рамках которой ей приходилось вращаться».

В начале осени 1873 года игумению осудили, обвинив в подлоге векселей на сумму в 22000 рублей. приговорив к лишению всех прав и преимуществ и ссылке в Сибирь. Настоятельницей общины была назначена помощница игумении Митрофании монахиня Зинаида (ф.203, оп. 744. Дело 1409, стр 173-174).

О процессе игумении Митрофании вспоминали при каждом удобном случае вплоть до 1914 года. После такого скандала Покровская община долго не могла оправиться. Но дело, к которому были призваны общины сестер милосердия, вернуло к жизни обитель.  

За полвека своего существования был создан целый комплекс больничных учреждений. В 1888 году была заложена богадельня. Монахини и сестры милосердия общины несли свои послушания в больницах, госпиталях, частных домах, облегчая страдания больных, стариков и детей.

При Покровской общине действовали: приют для детей-сирот, шестиклассная школа, фельдшерские курсы (120 воспитанниц), школа шелководства, амбулатория, больница, госпиталь, дом призрения для престарелых монахинь и сестер милосердия.

В общине находились три разряда сестер: испытуемые, младшие и старшие (крестовицы). Звания старшей сестры присваивалось достойно проработавшим в течение пяти лет. При этом сестра получала наперсный крест, в связи с чем называлась крестовицей.

Сестры общины были опытными и профессиональными. Многие из них приняли участие в сербо-турецкой и русско-турецкой войнах 1876, 1877-1878 гг., русско-японской войны 1904-1905 гг., имели награды.

Старшая сестра милосердия Аристова Феодосия, [будущая игумения], дочь унтер-офицера, в 1866-1872  гг. состояла сестрой милосердия в С.-Петербургской Покровской общине, в действующей армии за Дунаем в 1876 г., принимала участие в Сербской компании  1877-1878 гг., в 1878-1879 гг. находилась в Полтавской губернии, чуть позже, во время эпидемии тифа, работала в Ярославской земской больнице, в должности старшей сестры заведовала последовательно Харьковской, Оренбургской, Ялтинской общинами Красного Креста, в русско-японской компании 1905 г. служила в военном госпитале города Николаевска Уссурийского, награждена: сербской серебряной медалью, знаком Красного Креста и темнобронзовой медалью в память  войны 1877-78 гг.
Бусенко Мария, в действующей армии Сербской компании 1877-1878 гг., награждена серебряной медалью, темнобронзовой медалью в память  войны 1877-78 гг. и знаком Красного Креста.
Добролюбова Мария, в действующей армии Сербской компании 1877-1878 гг., награждена темнобронзовой медалью в память  войны 1877-78 гг. и серебряной медалью.
Добролюбова Феона, в действующей армии Сербской компании 1876, 1877-1878 гг., награждена серебряной медалью в 1876 г., темнобронзовой медалью в память  войны 1877-78 гг., знаком Красного Креста в 1879 г., в японской компании 1905 г. награждена серебряным орденом «Такива».
Егорова Татьяна, в действующей армии Сербской компании 1876 г., награждена медалью и знаком Красного Креста.
Ржаницына Серафима, участвовала в 1876 году в Сербской компании, награждена знаком Красного Креста.
Награжденными Серебряной медалью или знаком Красного Креста числятся Андреева Александра, Батурина Елена, Васильева Матрона, Дмитриева Анисия,  Егорова Татьяна, Жукова Елизавета, Иорданская Александра, Поликарпова Агрипина, Ржаницына Серафима, Соколова Татьяна, Сумаркова Надежда, Тихомирова Евдокия, Чичагова Варвара и другие.

При игумении Зинаиде,  в 1898 году  сестер милосердия в общине было 181, из них 21 – старших, 58 – младших и 102 – испытуемых. Кроме того, в общине состояло 3 рясофорных монахини и 30 послушниц. В приюте общины воспитывалось 17 девочек и 1 мальчик.

Община содержала и воспитывала ежегодно до 200 детей, в основном из малоимущих семей, выпуская их после 8-10 летнего обучения в звании сестер милосердия или фельдшериц. Ученицы фельдшерской школы одновременно обучались в школе шелководства. Приемный покой за этот же год посетило 11 175 больных, из аптеки выдано было бесплатно лекарств на 16 356 рецептов.   

При создании в 1909 году Марфо-Мариинской обители сюда за опытом приезжала Великая княгиня Елисавета Федоровна.

В начале ХХ века Лефортовская больница, которая располагалась в помещениях Елизаветинского дворца, уже не справлялась с возросшей нагрузкой, и в 1910 году было принято решение о строительстве больницы. Больница, вместе с устроенным в ней храмом в честь преподобного Михаила Малеина, была освящена в рамках празднования 300-летия дома Романовых 27 декабря 1913 года.

В дни первой мировой войны императрица Александра Федоровна с дочерьми навещали раненых солдат, находившихся на излечении в госпитальных палатах Покровской общины сестер милосердия.  

К XX веку из старинного убранства храма остались иконы Покрова Пресвятой Богородицы и царевича Димитрия XVII века, древние паникадило, хоругвь и шесть старых колоколов 1627, 1641 и других годов. На колоколах были вылиты даты и надписи: «Повелением государя великого князя Михаила Федоровича и его благословенного родителя, патриарха Филарета Никитича в Покровский собор в село Рубцово» (ЦИАМ.ф.16.Оп.228.Д.108.Л.188; Александровский, № 48).

Начальницами Московской Епархиальной Покровской общины сестер милосердия были:
• игумения Зинаида (Дарья Андреевна Алферьева) дочь псаломщика храма Большого Теплого, Черньского уезда, Тульской губернии, родилась в марте 1821 года, с 1840 года в Серпуховском Владычнем женском монастыре, в 1864 году пострижена в монашество, с 1866 года помощница начальницы Покровской Общины сестер милосердия в Петербурге, в 1872 году назначена помощницей начальницы Покровской Общины сестер милосердия в Москве, в 1873 году назначена управляющей Общиной, а 4 октября того же года утверждена начальницей Общины. Скончалась 9 августа 1904 года на 84 году жизни.
• Салафиила (Ольга Ивановна Осипова), дочь купца, в 1868 году поступила в Серпуховской Владычний монастырь, пострижена в монашество в 1886 году, в том же году назначена помощницей начальницы Покровской общины, в 1903 году награждена наперсным крестом, 24 сентября 1904 года назначена начальницей Московской Покровской общины сестер милосердия, и вскоре возведена в сан игумении.
• Ювеналия (Марджанова; с 1916 – схиигумения Фамарь) с 1907 года по 1920 год. При игумении Ювеналии казначеем была монахиня Алипия (Таишева; с 1928 года в ссылке; скончалась 18 марта 1942 года), всего в общине в это время было 20 монахинь и 210 сестер милосердия.
Перед закрытием общины настоятельницей были игумении Антония (Аристова) и Тамара. Известно, что после закрытия игумению Антонию и еще двух 90-летних монахинь поселили в подвале, в 1930 году лишили продовольственных и хлебных карточек и они питались, собирая милостыню.  

1 мая 1919 года Покровская община была распущена и преобразована в Товарищество под руководством монахини Арсении (в миру Елизавета Александровна Рябинина, дочь коллежского советника, имела диплом домашней учительницы, пострижена 3 августа 1915 года, в общине находилась при игумении Ювеналии с 1911 года).  Товарищество занималось швейным производством, стегало одеяла частным заказчикам.

В октябре 1918 года был закрыт Вознесенский женский монастырь московского Кремля. Община существовала до 1925 года.. Монашеская община сестер разместилась при храме преподобного Михаила Малеина Романовской больницы. Сестры закрытого монастыря создали пошивочную артель «Вознесенская».

1 (14) октября 1919, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы Божественную литургию в храме служил патриарх Тихон, а затем совершил молебен в доме Кузнецова, по случаю открытия в нем занятий Духовной академии. На Покров 1921 года патриарх Тихон вновь служил в Покровском храме.

В обители того времени часто бывал и служил епископ Серпуховской Арсений, неоднократно служил епископ Трифон (Туркестанов), по крайней мере, в 1920 году.

По договору с Московским Советом Рабочих и Красноармейских Депутатов от 13 апреля 1919 года здание храма было передано в бесплатное пользование членам Приходского совета созданной общины верующих при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове.

В 1921-1922 года проходил процесс закрытия храма Воскресения Христова при Покровской общины милосердия. На момент закрытия при храме числилось около 1000 прихожан, в самом здании при храме проживало 220 человек – это были престарелые сестры милосердия Покровской общины и Лефортовской больницы, медицинский и служебный персонал, работницы существовавшей при общине шелководни, инвалиды.

Все имена насельниц обители один Бог ведает, нам удалось найти только несколько:
• Вера Петровна Чушева (монахиня Матрона), в 1910-1924 гг. в Покровской общине сестер милосердия, в 1924-1937 келейница епископа Арсения (Жадановского), 27 сентября 1937 г. расстреляна на «Бутовском полигоне»;
• Александра Петровна Мурашова, в 1914-1924 гг. монахиня Покровской общины сестер милосердия, в 1924-1937 келейница епископа Арсения (Жадановского), 26 сентября 1937 г. приговорена к десяти годам ИТЛ;
• Мария Тимофеевна Нестерова, в 1918-1929 гг. монахиня Покровской общины сестер милосердия, 16 мая 1931 г. арестована и сослана на пять лет в Казахстан;
• Евдокия Феодоровна Феодорова послушница Покровской общины сестер милосердия, 16 мая 1931 г. арестована и сослана на пять лет в Казахстан;
• Послушница Евдокия Ивановна Лежнева, в 1899-1918 гг. послушница Вознесенского монастыря в Кремле, восемь лет проработала в храме святителя Николая в Покровском, потом жила на пенсию, когда пенсии лишили, работала прислугой, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Казахстан;
• Послушница Татьяна Федоровна Белкина, в 1891-1922 гг. послушница Покровской общины сестер милосердия, в 1922-1930 гг. работает в храме святителя Николая в Покровском, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Казахстан;
• Послушница Надежда Семеновна Запольская, в 1896-1918 гг. послушница Вознесенского монастыря в Кремле, в 1918-1929 гг. послушница Покровской общины сестер милосердия, с 1922 г. член пошивочной артели «Общее дело», куда входило более 200 монахинь и послушниц закрытых монастырей, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Казахстан;
• Анна Павловна Злобина, послушница Покровской общины сестер милосердия, до 1930 г. работала сторожем на кладбище храм Покрова в Рубцове, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Казахстан;
• Послушница Матрона Алексеевна Кожина в 1915-1917 гг. послушница Покровской общины сестер милосердия, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Северный край;
• Послушница Анна Максимовна Маркина, в 1907-1918 гг. послушница Вознесенского монастыря в Кремле, в 1918-1928 гг. послушница Покровской общины сестер милосердия, с 1922 г. член пошивочной артели «Общее дело», 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Северный край;
• Послушница Анна Ивановна Реброва в 1893-1918 гг. послушница Покровской общины сестер милосердия, в 1918-1930 работала в жилтовариществе  при храме Покрова в Рубцове, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Северный край;
• Послушница Наталья Степановна Рындина в 1917 г. послушница Покровской общины сестер милосердия, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Северный край;
• Послушница Прасковья Петровна Соловьева в 1896-1928 гг. послушница Покровской общины сестер милосердия, в 1930 проживала на иждивении племянницы Марины Васильевны Чумаченко  в подвале храма Покрова в Рубцове, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Казахстан;
• Послушница Агриппина Михайловна Юсова, в 1907-1917 и 1919-1924 гг. послушница Зачатьевского монастыря в Москве, в 1917-1919 гг. сестра милосердия Покровской общины сестер милосердия, работала в госпитале при общине, 28 декабря 1930 г. арестована и сослана на три года в Северный край;

Волна изъятия церковных ценностей докатилась до прихода храма Покрова в марте 1922 года. Серебра и серебряно-золоченных изделий изъяли 2 пуда, 13 фунтов и 63 золотника.   
В 1925 году к приходу приписано было около 2000 человек.
В 1926-1929 годах духовником или священником, «по совместительству» мог быть священномученик Павел Ансимов, служивший с 1926 по 1929 гг. в храме Введения Пресвятой Богородицы во храм на Введенской площади и с 1929 по 1931 гг. в храме святителя Николая в Покровском.
В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, часовня и высокая каменная ограда с воротами разрушены. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Есть сведения, что в храме располагались мастерские скульптора и одно время здание храма использовалось под жилые помещения.  В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А.Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.

В 1992 году храм возвращен Церкви, но реально войти в храм и начать богослужебную деятельность удалось лишь в 2003 году.

3 июля 2009 года при храме Указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла учрежден Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции. Руководителем центра назначен клирик храма иерей Иоанн Миролюбов.

Адрес: Бакунинская ул., 83
Телефон: 8-(499)-265-00-45
Сайт: http://www.oldrpc.ru/

Посмотреть другие исторические и архитектурные памятники Москвы: Исторические памятники Москвы  
Или перейти в разделы: Музеи Москвы   Театры Москвы   Парки Москвы
Или перейти на главную страницу: Туризм и отдых в Москве


Предыдущая тема: Церковь Покрова в Красном селе
Следующая тема: Церковь Покрова в Филях
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 13.12.2012 01:51

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 26.9.2017 16:13 , Processed in 0.067868 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.