Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
Николо-Пешношский монастырь Николо-Пешношский монастырь.
Николо-Пешношский монастырь знавал на своем веку время расцвета, время упадка, затем монастырская жизнь снова возрождалась и текла своим чередом. Пережил, как и многие храмы и монастыри в нашей стране, годы разрухи и забвения.

СПОДВИЖНИК СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Своим основанием Николо-Пешношский монастырь обязан ученику одного из самых известных святых Сергия Радонежского Мефодию.

Сведений об основателе монастыря крайне мало. Кто были родители Мефодия, где и когда он родился, неизвестно, как неизвестно и то, где и когда он был подстрижен в монашество. Известно, что он некоторое время жил в скиту у Сергия Радонежского, был ему другом, сопостником и собеседником.

Однако, в 1361 году, желая служить Господу в уединении, и получив на это благословение своего учителя, который знал твердость духа своего ученика и провидел в нем будущего руководителя иноков, ушел в другие места искать высших духовных подвигов. У реки Яхромы, среди непроходимых лесов и болот на небольшой возвышенности Мефодий срубил себе келью.

Сергий Радонежский навестил своего ученика в его уединении, и посоветовал ему переселиться на другой, более сухой и просторный берег реки, что и было сделано. Мефодий сам "пеш ношаше" деревья через реку, которая впадает в Яхрому. От того-то, как гласит предание, за обителью и осталось навсегда имя "Пешноша" а речку, на которой она стоит стали называть Пешношка

О строго подвижнеческой жизни Мефодия в обители Сергия, удалении на пустынножительство и посещении Сергием своего ученика скоро стало известно далеко вокруг, и к Мефодию стали стекаться ревнители богоугодной жизни. Возникла необходимость постройки храма. По благословению Митрополита на отведенных Дмитровским князем землях встал деревянный храм святителя Николая. Мефодий стал первым игуменом обители, и оста-вался им более 30 лет, до своей смерти в 1393 году. Сколько ему тогда было лет, неизвестно но, видимо, он был уже глубоким старцем. До наших дней не дошли сведения, сколько монахов жило тогда в обители, но видимо, число их было достаточным для того, чтобы назначить игумена.

Мефодий был захоронен близ церкви святителя Николая. Учениками его над гробом была построена дубовая брусчатая часовня, которая существовала более 300 лет. В 1732 году на ее месте была построена небольшая церковь во имя преподобного Сергия, а часовня была перенесена в дубовую рощу, туда, где Мефодий срубил свою первую келью.

В 1549 году Московским собором Мефодий был канонизирован. День его поминовения 14 (28) июня.

ХРАМЫ МОНАСТЫРЯ

Каменное строительство началось в монастыре в начале XVI в. Особенное развитие оно получило во второй половине XVI в., когда все деревянные здания были заменены каменными, продолжено возведение крепостной стены. XVIII в. характеризуется для монастыря упадком хозяйственной деятельности. В 1700 г. он был приписан к Троице-Сергиеву монастырю, в 1764 г. упразднен. Учрежденный вновь через два года, монастырь лишь к на-чалу XIX в. получил возможность возобновить строительную активность. Работы этого времени сводятся в основном к перестройкам

Монастырь образует неправильный четырехугольник. Он весь обнесен каменной стеной с крытым по ней ходом, местами застроенной монастырскими зданиями. Ограда украшена четырьмя наугольными и двумя боковыми башнями разной формы и двумя воротами - святыми, на западной стороне, со стороны реки Яхромы, и въездными, на северной стороне. Над въездными воротами Спасская башня готической архитектуры. Снизу до середины она четырехугольная, а потом, постепенно суживаясь, она образует восьмиугольный шатер, около которого устроена просторная крытая галерея.

Посреди монастыря - пятиглавая соборная церковь во имя святи-теля и чудотворца Николая. Время постройки точно неизвестно, однако, есть все основания предполагать, что было это во время царствования и при участии Ивана Грозного, который был благотворителем этой обители. Изначально церковь была одноглавой, с небольшой папертью на западной стороне. На протяжении веков храм неоднократно перестраивался, был обнесен папертью со всех сторон, кроме алтаря. В 1890 при главном западном входе была устроена чугунная паперть с навесом на чугунных колоннах, украшенная иконами с вызолоченными наверху главками и крестами. У северного и южного входов - фронтоны, расписанные ликами святых. Позже паперть была переделана в притворы для стояния братии во время народного собрания, по правую и левую сторону были устроены два придела, ризница и пономарская.

Иконы для иконостаса были написаны греческими мастерами, украшены золоченой резьбой, посеребренными и позолоченными ризами. Все это великолепие венчали медные вызолоченные кресты.

Церковь Сретения Господня занимает второй этаж старой монастырской трапезной первой половины XVI в. (о чем свидетельствует грамота, выданная царем Иваном Васильевичем), находится у западной стороны монастыря по левую сторону святых ворот. В XIX веке церковь была подновлена и исправлена с сохранением древнего подклета.

Над святыми воротами монастыря между 1685 и 1700 годами была сооружена надвратная Преображенская церковь. Внутреннее убранство, так же, как и в других церквях монастыря поражало своим богатством: иконостас работы греческих мастеров, позолоченная и посеребренная резьба.

В 1732 году на месте древней часовни началось строительство церкви во имя преподобного Сергия Радонежского. Однако позже она была разобрана и на ее месте сооружена новая, "на монастырское иждивение". В южной стене храма под аркой, на деревянном помосте находилась богато отделанная рака над мощами преподобного Мефодия Пешнорского. Рядом с ракой - игуменский посох. Как гласило предание, это был посох самого преподобного Мефодия.

В XIX веке покровителем монастыря был действительный статский советник Дмитрий Андреевич Засецкий. Им было подано прошение на имя Государя Императора Александра Павловича построить в Николо-Пешнорском монастыре больничную церковь во имя святителя Димитрия Ростовского, что и было сделано. При храме было устроено было 16 келий для "помещения престарелых и немощных монашествующих".

Новая трапезная выстроена в 1788 - 1793 гг, а ее западное крыло - в 1815 г.

Двухэтажные жилые постройки, стоящие, преимущественно в линии монастырских стен, создавались с конца XVII по первое десятилетие XIX в. Благодаря серьезным переделкам древних зданий, ее келейные корпуса приобрели единую, рекомендованную для монастырей "образцовую" планировку. К 1680 - 1690 гг принадлежат, в своей основе, Настоятельский, казначейский и Северный Братский корпуса.

Кирпичные стены с башнями сооружались отдельными участками с начала VII по первую половину VIII вв.

Конный двор за стенами монастыря с кирпичной периметральной застройкой сохранил два двухэтажных корпуса первой половины XIX в., занятых, в свое время, мастерскими и службами.

Предыдущая тема: Собор Успения Божьей Матери
Следующая тема: Спасо-Влахернский женский монастырь
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 16.5.2013 12:52

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 23.11.2017 19:09 , Processed in 0.058081 second(s), 16 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.