Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 355

Знаменский собор

lana Опубликовано: 5.9.2013 22:04 [Скопировать]

Знаменский собор Знаменский собор, 1682-1688 гг.
Каменная церковь в честь иконы Знамения Божьей Матери, особо почитавшейся новгородцами, построена в 1354 году по заказу архиепископа Моисея.

Церковь капитально перестраивалась в 1527-1528 гг. и была разобрана из-за ветхости в 1682 году. В 1682-1688 гг. на месте старой церкви построен Знаменский собор. Храм сооружен по заказу новгородского Митрополита Корнилия на средства казны Софийского дома.

Собор строили зодчие, ярославские мастера при участии московских каменщиков и новгородских плотников. Собор сразу был построен с галереями и тремя крыльцами (южное и северное крыльца утрачены, существующее северное пристроено несколько позднее).

В 1688 году, одновременно с освящением главного престола, также были освящены приделы Живоносного источника Богородицы и Алексея Митрополита Московского. Позднее застроены еще два придела: в 1735 году - придел апостола Матфея, в 1819 году - придел Казанской иконы Божьей Матери.

В 1696 году собор пострадал от сильного пожара, когда сгорела большая часть Торговой стороны; тогда, вероятно, и погибло северное крыльцо.

В 1699-1702 гг. храм ремонтируется и, возможно, перестраивается. Может быть, уже тогда, первоначальное завершение было переделано на четырехскатное. После окончания ремонта, в 1702 году собор расписан живописью, причем не только внутри, но и снаружи (тимпаны закомар и угловые барабаны). Работу по росписи выполняли костромские художники под руководством Ивана Бахматова при участии москвича Федора Юрьева.

В 1745 году собор пострадал от сильного пожара. В 1844-1845 гг. храм ремонтируется на средства графини А. Орловой-Чесменской (заменена кровля, выложен новый пол из путиловской плиты).

В 1885-1887 гг. собор подвергся перестройке, выченены стены, заменена кровля, пристроена северная галерея с крыльцом, нижний ярус галереи перегорожен стенами, возможно, тогда же, заложены открытые первоначальные галереи и западное крыльцо, а в подцерковье поставлены два дополнительных столба.

Памятник серьезно пострадал в годы Великой Отечественной войны и к началу восстановительных работ (1949 г.) находился в плохом состоянии: частично утрачены кровля, покрытия глав, заполнения проемов, в некоторых местах повреждена кладка, живопись также находилась в плохом состоянии. Во время войны погиб великолепный ручной иконостас, все иконы были вывезены оккупантами, и судьба большей части из них неизвестна до сих пор.

Собор относится к типу монументальных, четырехстолпных, трехапсидных, пятиглавых храмов с подцерковьем и галереей. Двухъярусная, первоначально открытая галерея окружает собор с трех сторон: северная галерея оканчивается на востоке полукружием апсиды, южная галерея - прямой стеной. Основной объем собора имеет традиционное конструктивное решение: 4 столба с помощью подпружных арок поддерживают своды и барабаны. Основное пространство храма перекрыто полулотковыми сводами.

Первоначально имелось три входа в собор, оформленные перспективными порталами; сейчас южный и северный порталы заложены. Первый ярус галереи разделен поперечными стенами на 7 помещений. Второй ярус также перекрыт коробовыми сводами с распалубками над каждым проемом.

Фасады собора имеют традиционное трехчастное членение лопатками, стянутыми в верхней части арками ложных закомар. На южном фасаде расположены композиции (слева направо) Спас Нерукотворный, Собор Архангелов, Успение Пресвятой Богородицы; на северном фасаде - Преображение Господне, Распятие Господне, Вознесение; на восточном фасаде - Благовещение Пресвятой Богородицы, Троица, Христос с учениками; на западном фасаде - Знамение Божьей Матери.

Интерьеры собора, галереи и западного крыльца расписаны живописью, исполненной костромскими мастерами. Иконографическая схема росписей решена в традициях XVII века. В куполе помещена композиция "Саваоф во Славе", в простенках барабана - ангелы, пророки, праотцы, на южной и северной стенах храма в 4 яруса размещены 46 композиций, иллюстрирующих Евангелие, деяния Апостолов и Богородичный акафист, на западной стене - Страшный Суд; в центральном алтаре - литургические изображения ("О Тебе радуется", "Святители, несущие Дары"); на столбах - мученики и апостолы, в откосах окон - русские князья, святые; в западной галерее изображены Распятие Христа, Мучения Апостолов и Вселенские соборы; в северной галерее написаны композиции, иллюстрирующие житие Московского Митрополита Алексея, в интерьере крыльца - сцены из Апокалипсиса, а над порталом - Знамение Божьей Матери.

Памятник представляет собой образец собора, отличающегося стройными пропорциями, высоким качеством строительства, тщательной отделкой деталей. Большую ценность представляет ещё не исследованная живопись XVII века, укрошающая интерьер собора.

Перейти на страницу:  Город Великий Новгород и его достопримечательности
Или перейти на главную:  Отдых в Новгородской области


Предыдущая тема: Колокольня Знаменского собора
Следующая тема: Церковь Рождества Христова
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 5.9.2013 22:04

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 24.11.2017 06:33 , Processed in 0.059941 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.