Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 861

Дорога жизни

inna Опубликовано: 16.9.2013 20:57 [Скопировать]
Дорога жизни Дорога жизни.
Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда немецко-фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. Ладожское озеро имеет сложные навигационные условия, и с момента основания Санкт-Петербурга строились обводные водные пути для обхода озера при перевозке. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С Большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда — в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 33 500 человек.
17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля — 152 дня. За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч беженцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам, с 25 декабря были увеличены нормы выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.

Дорога жизни Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т различных грузов, из них в блокадный Ленинград — более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров.
Летом 1942 года по дну Ладожского озера были проложены трубопровод для снабжения горючим (Ладожский нефтепровод) и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.
18 января 1943 года со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. По южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы. Но Ладожская коммуникация также продолжала действовать вплоть до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Катера подвозят продукты по Ладожскому озеру в блокадный Ленинград. Сентябрь 1942
Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20?25 км от занятого противником берега. Поверхность озера покрылась льдом в первой половине ноября 1941 года, после чего была вновь восстановлена связь блокированного города с «большой землёй». Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно 6 000 тонн грузов.
Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.
При наведении ледовой дороги выяснилось, что для такого «ледяного моста» губительным является явление резонанса. Бывали случаи, когда тяжёлый грузовик, идущий по льду, нормально преодолевал маршрут, но идущая по тому же пути лёгкая машина с людьми при определённой скорости могла провалиться под лёд. Это проявление резонанса было названо изгибно-гравитационной волной и для автомобилей была предписана определённая скорость, чтобы избежать происшествий.

Памятники:

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы. Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года, расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец, части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. «Зелёный пояс Славы» — 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории.

Первые семь километров по которым проходили транспортные колонны от станции Ржевка по Ленинграду названы «Ржевским коридором». На трассе установлено четыре мемориальных стелы (архитектор В. С. Лукьянов). Этот участок является естественным продолжением Дороги жизни по городу.
Мемориальный комплекс «Цветок жизни» на 3 км Дороги жизни, состоящий из монумента, установленного в 1968 году по проекту архитекторов А. Д. Левенкова, П. И. Мельникова и восьми стел (страницы блокадного дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой), установленных в 1975 году архитекторами А. Д. Левенковым, Г. Г. Фетисовым и инженером М. В. Коман
Мемориальный комплекс «Румболовская гора» на 10 км Дороги жизни во Всеволожске (1967, 1975, арх. П. Ф. Козлов, В. Н. Полухин)
Монумент «Катюша» на 17 км Дороги жизни у деревни Корнево (1966, арх. А. Д. Левенков, П. И. Мельников, Л. В. Чулкевич, констр. Г. И. Иванов и Л. В. Изъюров)
56 памятных километровых столбов на железнодорожной линии Финляндский вокзал — Ладожское Озеро (1970 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн)
46 памятных километровых столбов на шоссе от станции Ржевка до Ладожского Озера, (1967, арх. М. Н. Мейсель)[9]
Мемориальная трасса «Ржевский коридор», проходит по Рябовскому шоссе и шоссе Революции — установлено 4 памятных стелы (1985 г., автор мемориала арх. В. С. Лукьянов)
Памятник-паровоз, работавший на Дороге жизни, установлен на железнодорожной станции Ладожское Озеро (1974 г., арх. В. И. Кузнецов)
Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо» на 40 км шоссе Дороги жизни, на берегу Ладожского озера близ деревни Коккорево (монумент и зенитная пушка, 1966 г.; арх. В. Г. Филиппов, ск. К. М. Симун. инж. И. А. Рыбин)
Монумент «Переправа» близ посёлка имени Морозова на правом берегу Невы, посвящённый воинам-понтонерам (1970 г., арх. Л. М. Дрекслер, инж. Е. Н. Луцко)
Стела «Стальной путь» на железнодорожной станции Петрокрепость, установленная в честь героев-железнодорожников, работавшим на Дороге жизни (1972 г., арх. М. Н. Мейсель, И. Г. Явейн, ск. Г. Д. Глинман), рядом — памятник-паровоз (1975 г.)
Стела «Кобона» в посёлке Кобона, посвящённая Дороге жизни (1964, арх. М. Н. Мейсель, А. А. Яковлев)
Памятник-автомашина «Легендарная полуторка» на 103 км Петрозаводского шоссе, в Дусьеве у развилки на Войбокало (1974 г.; арх. А. Д. Левенков, худ. В. В. Фоменко)
Стела «Войбокало» на станции Войбокало, посвященная Дороге жизни (1975 г.; арх. С. С. Натонин)
На берегу Финского залива у Малой Ижоры, памятник посвящённый Малой Дороге жизни.

Перейти на страницу: Другие объекты всемирного наследия ЮНЕСКО Санкт-Петербурга
Посмотреть другие:  Исторические и архитектурные памятники Санкт-Петербурга
Или перейти на главную:  Отдых в Санкт-Петербурге


Предыдущая тема: «Зелёный пояс Славы»
Следующая тема: Апанаевская мечеть
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 16.9.2013 20:57

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 20.1.2018 04:01 , Processed in 0.070925 second(s), 14 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.