Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
Николо-Радовицкий монастырь Николо-Радовицкий монастырь.
Николо-Радовицкий монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в Мещёре, в селе Радовицы Егорьевского района Московской области.

История Николо-Радовицкого монастыря восходит к первой половине XV века. Предшественником Николо-Радовицкого монастыря считается Акакиева пустынь, основанная иноком Пахомием, греком по происхождению, сподвижником митрополита Фотия, — на острове Святого озера. Местность вокруг озера инок наименовал «Радовицами» в честь своей родины в Фессалии. Постепенно вокруг отшельника начинают собираться люди, ищущие такого же уединения.
Новая история монастыря начинается с момента обретения чудотворного образа святителя Николая монахом обители Ионою, по прозванию Рогожа, в середине XVI века. От образа сразу же начали происходить многочисленные чудеса. Весть об этом быстро распространилась по окрестностям и начала привлекать в обитель множество паломников и поклонников и любителей иноческой жизни. Маленький островок уже не мог вмещать столько богомольцев и необходимо было воздвигать новую обитель на «суше». В 1584 году монастырю была пожалована окрестная земля согласно дарственной грамоты царя Ивана Грозного, данной игумену Ионе Рогоже. Этот год и следует считать датой основания Николо-Радовицкого монастыря.

Главная святыня монастыря — резной образ святителя Николая чудотворца. По своему внешнему виду образ этот сходен с Можайским образом угодника Христова, то есть святитель изображается с мечом и храмом. Единственным отличием является наличие у Радовицкого образа святителя Николая митры. Вырезан он из цельного яблоневого дерева и имеет в вышину 2 аршина 3 вершка (1,5 метра). На нём серебряная, позлащенная риза, представляющая собой святительское облачение (крестчатое золотыми крестиками) — фелонь, палицу, омофор. Митра святителя и нимб с сиянием — серебряные позолоченные, обнизанные жемчугами, алмазами, стеклами восточного хрусталя и стразами. С правой стороны меч обложен серебром, позолоченным с алмазами и стразами. В левой руке изображение церкви из дерева местами позолоченное.
Замечательна историческая судьба этого образа. В точности неизвестно, когда он явился. Из различных письменных памятников обители видно, что при игумене Ионе Рогоже образ уже был в монастыре и почитался явленным. Иона Рогожа жил около последней четверти XVI века, следовательно, не позднее середины того же века явился и образ. С этого времени в течение полутораста или более лет он находился в великой славе, источая множество исцелений, которых уже в начале XVIII века было засвидетельствовано более 250. Но в 1722 году монастырь обвинили в том, что он слишком усердно распространяет вести об исцелениях у образа святителя, и по указу императора Петра I икона была взята из монастыря и поставлена с прочими резными образами при Святейшем Синоде, и находилась там пять лет. Иноки Радовицкой обители не раз обращались к государю с просьбой вернуть образ, приводя в подтверждение многочисленные чудеса, происходившие у иконы, но Пётр I, скептически относившийся ко всяким чудесам и считавший их небылицами и суевериями, каждый раз отказывал в прошении. Богомолье в монастыре, лишенном главной святыни, прекратилось, обитель оскудела так, что архимандрит Гедеон ввел пошлину за дозволение вступать в брак, с каждого жениха и невесты 8 алтын и 2 деньги, что вскоре было пресечечено высшим начальством. При Екатерине II, при изъятии земель у церквей и монастырей, экономическое положение монастыря резко ухудшилось, но, несмотря на это обустройство, продолжалось - все деревянные монастырские постройки были заменены на каменные. С 1750 по 1780 г. была построена колокольня со святыми вратами и надвратной Петропавловской церковью во втором ярусе. В колокольне был придел во имя преподобного Михаила Малеина, обгоревший в 1728 г. и разобранный в 1783г. Игумен Манассия(1755 -1759 гг.) возобновлял монастырские здания после пожара, но при этом повысил сборы с монастырских вотчин, чем вызвал бурный протест крестьян. Когда он отправился убеждать недовольных, то услышал укоризны и брань и «вытерпел обиду от них делом». При архимандрите Антонии на острове возобновлена деревянная церковь святителя Николая, в 1761 г. было получено благословение вместо часовни, издревле стоявшей на острове, возвести храм. В 1790 г. построен настоятельский корпус, в котором в XIX веке находился приют для детей-сирот духовного звания. В 1816 г. началось строительство каменного собора святителя Николая с приделами в честь прп. Сергия Радонежского и Свт. Алексия, митрополита Московского. Храм устроен по плану архитектора И.Русско – в итальянском стиле, с высоким круглым куполом и одною главою, длиной 40 аршин, шириной 45 с половиной аршин и освящен 22 октября 1839 г. Храм начался строится при архимандрите Авраамии, который похоронен под сенью храма и закончено строительство его преемником архимандритом Паисии. На построение храма израсходовано 175 тыс. рублей, в том числе на устройство иконостаса уплачено 96 600 руб. (иконостас сильно пострадал при пожаре в 1890 г.). В 1868 г. на месте каменного собора XYII века построен новый каменный собор Рождества Божией Матери с приделом Иоанна Предтечи, который стал украшением обители – освящен 26 августа 1870 г. После смерти императора его прежняя супруга Евдокия Федоровна Лопухина, в иночестве Елена, вернувшаяся из ссылки в Москву, выпросила икону себе в Московский Новодевичий монастырь. Узнав историю чудотворного образа, Евдокия Федоровна вернула его в Радовицкую обитель. В 1728 году икона на руках с зажжёнными свечами и пением псалмов была перенесена из Москвы в монастырь, где и прибывала до смутных времен XX века. Когда монастырь начали осквернять образ был передан благочестивыми христианами в Пятницкую церковь села Туголес Шатурского района, где и прибывал до настоящего времени. Сейчас чудотворный образ находится в соборе Рождества Богородицы Николо-Радовицкого монастыря. Подлинные серебряная риза и митра, а также оклад меча с камнями были утрачены.

На поклонение к святому образу приходило всё больше и больше людей. Каждый житель Егорьевского края считал необходимым посетить монастырь, побывать на Святом озере, помолиться в церкви святителя Николая, приложиться к его чудотворному образу. В монастырь приходили убогие и больные, крестьяне и видные государственные деятели, высокие чиновники и купцы, царская семья и воеводы, князья и мастеровые. Они же были и жертвователями на строительство и украшение монастыря. Самыми известными вкладчиками материальных средств в монастырь в разные годы быль: мать Петра I, княгиня Наталья Кирилловна, царевна Софья Алексеевна, царь Иоанн Алексеевич, императрица Анна Иоанновна, князь Владимир Волконский, княгиня Долгорукова, князь Андрей Черкасский, боярин Федор Бутурлин, боярин Пётр Шереметьев.
В монастырской ризнице находилось много замечательных вещей и священных предметов: напрестольные Евангелия, из которых самое древнее относилось к 1652 г., древние сосуды, чаши, серебряные кресты, древние иконы. Монастырская библиотека насчитывала более 260 книг. Среди других святынь монастыря была икона святителя Николая с частицей его мощей, которые были получены в Риме, о чём свидетельствовала грамота Римского кардинала на латинском языке. Ещё один образ святителя, именуемый «малым», был особо почитаем среди старообрядцев, потому что святитель благословлял на нём двумя перстами, был покрыт золотой чеканкой и жемчугом, со следующей надписью: « Лета 7177 поставили сей образ великого чудотворца Николая с чудесами в Радовицком монастыре прикащики души Иоанна Андреевича Ржевского». Также в обители хранились: 1 –серебряно-вызолоченный напрестольный крест с надписью «Лета 206 декемврия в 17 день сей благословенный крест по обещанию своему приложил боярин Алексей Семенович Шеин в обитель Николая чудотворца Радонежского». 2 – напрестольное Евангелие, изданное в 1655 г., с надписью по листам, из которой видно, что оно приложено в 189(1681) г. 7 февраля царевной Татьяной Михайловной. 3- Воздухи, шитые серебром и золотом, с надписью: « Дал сей покров боярин стольник Илья Данилович Милославский по родителех своих в церковь к Николе Радовицкому лета 1766 г. 4- Серебряная водосвятная чаша, на краях которой написано: «Лета 190(1882) г. по обещанию сию чашу приложил в вклад в дом Николе Радовицкому чудотворцу стольник князь Андрей Мещерский». 5 – Наперсный крест золотой. С мощами, обнизанный жемчугом и яхонтами, пожертвован в обитель князем Черкасским. 6 – Серебряное паникадило, устроенное в 1633 г. при игумене Нифонте. Судьба чудотворных образов и других святынь неизвестна.
К середине XVII века у монастыря были значительные земельные владения, переданные на помин души землевладельцами. На этих землях, кроме иноков обители, трудились и жители близлежащих сел, имея возможность обеспечивать продуктами не только монастырь, но и кормить свои семьи. В 1792 году Егорьевскими городскими властями монастырю была подарена водяная мельница на реке Гуслице близ Егорьевска.
Николо-Радовицкий монастырь не оставил без внимания и осиротевших детей. В старом игуменском корпусе был устроен приют для детей-сирот духовного звания.
В разные времена монастырь имел на содержании ещё два монастыря, в Егорьевском уезде им были выстроены два приходских храма.
В селе Радовицы монастырю принадлежали пять гостиниц, из которых одна двух- и одна трёхэтажные, скотный двор, торговая лавка, чайная. До сегодняшнего дня сохранилось только здание бывшей чайной, в нём проживают люди. Из настоятелей Николо-Радовицкого монастыря известны: XY век –игумен Пахомий XYI век – Иона Рогожа 1619 г. – Антоний 1620 – 1623 гг. – Иосиф 1629 г. – Илларион 1634 г. – Евфимий 1642- 1651 гг. – Антоний 2 1659 г. – Иосиф 2 1663 г. – Нифонт 1669 г. – Иосаф 1669 -1677 гг. – Ферапонт 1677– 1681 гг. – Иаков 1681- 1687 гг. – Игнатий 1688- 1697 гг. – Илларион 2 1697-1700 гг. – Герасим 1700-1702 гг. – Давид 1702 -1704 гг. – архимандрит Иродион 1704-1711 гг. – Мисаил 1712-1717 гг. – Иосиф 1718-1738 гг.- Иосаф 2 1755-1759 г. – Манассия 1759-1762 гг. – Антоний 1762-1781 гг.- Викентий 1781-1797 гг. – Иоаким 1797-1804 гг. – Сергий 1805-1808 гг. – Гедеон 1808-1811 гг. – Виссарион 1811-1819 гг. – Авраамий 1819-1832 гг. – Паисий 1832-1835 гг. – Гедеон 2 1835-1841 гг. – архимандрит Иоаким 1842-1852 гг. – Павел 1852-1862 гг.- Иоасаф 1862- 1878 гг. – архимандрит Владимир 1878 г. – Нестор Последним настоятелем монастыря был Мелентий, впоследствии епископ Рязанский и Зарайский, умер в 50-х годах 20 века.

В XX веке монастырь постигла участь многих монастырей и храмов на святой Руси. В 1919 году обитель была закрыта, в 1923 году монахов разогнали, и лишь последний настоятель игумен Мелетий не бросил вверенной ему святыни. Умер он в середине 50-х годов и покоится на сельском кладбище. На территории монастыря были похоронены многие известные граждане России - в 1681 г. Погребен Григорий Васильевич Ляпунов, потомок известного предводителя Рязанского ополчения в Смутное время, а в 1726 г. Стольник, позднее юстиц-коллегии асессор Иван Григорьевич Ляпунов. Также некоторое время в обители проживал Софроний Лихуд, один из двух братьев, которых прислал в Россию Константинопольский патриарх Дионисий и с которых началась история первого высшего учебн6ого заведения в Москве – Славяно-греко-латинской академии, будущей Московской Духовной академии. Монастырь неоднократно посещал поэт Сергей Есенин. В XYIII веке численность братии монастыря доходила до 140 человек, в 1897 г. в монастыре находилось 48 монахов.
В новом игуменском корпусе расположилась школа, в храме святых праведных Богоотцов Иоакима и Анны расположился пункт по приему от населения молочной продукции, братский корпус был передан под хлебопекарню и прядильный цех, в монастырской гостинице расположился акушерский пункт. В конце 30-х года взорван собор святителя Николая, после войны разобраны южная и западная стены монастыря на нужды образовавшегося здесь предприятия по добыче торфа. Лишь храм Рождества Богородицы, в который была снесена вся не изъятая утварь, до конца 60-х годов сиял прежним великолепием. перед закрытием в монастыре было 16 монахов и 2 послушника.
После того, как в 1960-х годах все службы из монастыря были переведены в новообразовавшийся рабочий поселок, монастырские здания стали целенаправленно осквернять и разрушать. И таким образом к концу XX века монастырь превратился в груду развалин. Местами сохранились стены братского и настоятельского корпусов, угловые башни, остов колокольни, в храме Рождества Богородицы вместо сводов сияет голубое небо, а стены покрыты трещинами.

28 декабря 2006 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении монашеской жизни в древнем Николо-Радовицком монастыре. 18 марта 2007 года состоялись торжества по случаю открытия обители. С весны 2007 года в монастыре начались реставрационные работы. За прошедшее время были укреплены фундаменты нового настоятельского корпуса, установлены строительные леса, смонтирована временная кровля. Архитекторами ведётся работа по разработке общей концепции восстановления монастыря, проектной документации реставрации настоятельского корпуса. С территории монастыря вывозятся тонны мусора, битого кирпича и земли, накопившихся за годы запустения. Начаты консервационные работы на центральном соборе Рождества Богородицы, вокруг монастыря устанавливается временная ограда. В храме, где совершаются богослужения, также идут реставрационные работы.
Главной задачей насельников монастыря является возрождение духовной жизни в стенах обители, но немаловажным является и реставрация древних стен монастыря.

На сегодняшний момент первоочередными задачами можно считать:

• Восстановление, хотя бы частичное, настоятельского корпуса с кельями, где могли бы жить монашествующие, которые сегодня проживают в строительных вагончиках, и трудники монастыря.
• Необходимо, чтобы на территории монастыря появился храм, где бы совершались богослужения уже в стенах обители, и куда бы мог быть перенесен древний чудотворный Радовицкий образ свт. Николая. Наиболее приемлемым помещением является колокольня с надвратной церковью свв. апостолов Петра и Павла, но на восстановление только внешнего облика колокольни требуется 15 млн руб.
• Монастырь получил разрешение на подключение электрической мощности 50 кВт, так как сегодня с трудом можно получить и 5 кВт, а напряжение в розетках опускается до 110 В. Для подключения полученной мощности приходится тянуть новую линию и устанавливать трансформатор на территории монастыря. На эти цели требуется 1 млн руб.
• Перед монастырём находится незаасфальтированный участок, длиной 100 м, весной и осенью это затрудняет подъезд к монастырю. Чтобы заасфальтировать этот участок требуется 700 тыс. руб.
По Федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)» Николо-Радовицкому монастырю присвоен статус памятника федерального значения (Ф-176).
Это только малая часть необходимых средств, но братия монастыря верит, что свт. Николай не оставит своей обители, и найдутся добрые люди, готовые пожертвовать часть своих средств на восстановление храмов ради спасения души.

Предыдущая тема: Город Нукк
Следующая тема: Казанский монастырь в Колычеве
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 18.11.2013 23:21

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 23.9.2018 18:47 , Processed in 0.058523 second(s), 14 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.