Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 1623

Туризм и отдых в Восто́чном Тимо́ре

sveta24 Опубликовано: 29.3.2014 00:53 липкий [Скопировать]
Туризм и отдых в Восто́чном Тимо́ре
Туризм и отдых в Восто́чном Тимо́ре.
Восто́чный Тимо́р — Демократи́ческая Респу́блика Восто́чный Тимо́р — государство в Юго-Восточной Азии, занимающее восточную половину острова Тимор, а также небольшой эксклав (провинция Окуси-Амбено) в западной половине того же острова и небольшие острова Атауру (на севере) и Жаку (на востоке). На территории страны преобладают горы, с которых в моря Банда и Тиморское стекают небольшие горные реки. Бывают землетрясения и цунами. Столица - Дили.

Восточный Тимор принято считать частью Морской Юго-Восточной Азии, он располагается между 8° и 10° южной широтой и между 124° и 128°E долготой. Он является крупнейшим и самым восточным из Малых Зондских островов. В северу от Восточного Тимора находятся проливы Омбай (Ombai) и Ветар (Wetar), а также большое море Банда (Banda). Тиморское море (Timor sea) отделяет остров от Австралии на юге, индонезийская провинция Восточная Нуса Тенгарра (East Nusa Tenggara) располагается на западе от Восточного Тимора. Большую часть страны занимают горы, самой высокой точкой является гора Татамайлау (Tatamailau), известная также как гора Рамелау (Ramelau) — 2,963 метров над уровнем моря. Самая восточная область страны состоит из хребта Пайтчау (Paitchau) и озера Ира Лаларо (Ira Lalaro), возле которого расположен первый заповедник Восточного Тимора Национальный Парк Нино Конис Сантана (Nino Konis Santana), сохраняющий последние оставшиеся в стране сухие тропические леса. Эта зона крайне мало населена, в ней произрастают и проживают редкие виды животных и растений, часть из которых является эндемиками (видами, существующими только здесь). Северное побережье Восточной Тимора окружено коралловыми рифами, которые были оценены как «опасные».

Климат в Восточном Тиморе субэкваториальный муссонный с умеренным количеством осадков. Влажный муссон приводит к оползням, наводнениям. В горных и предгорных районах растут леса из сандалового дерева. На низменных участках преобладают высокотравные саванны с кокосовыми пальмами и эвкалиптами.
На востоке страны распространены небольшие плато высотой 500—700 м. Вдоль южного побережья тянутся низменные аккумулятивные равнины. Положение Восточного Тимора в пределах Альпийско-Гималайского подвижного пояса определяет высокую сейсмичность и подверженность острова цунами. Побережье, шельф и особенно дно Тиморского моря богаты нефтью и газом.

Достопримечательности Восточного Тимора
В столице Восточного Тимора, Дили в апреле или мае в зависимости от сезона дождей проходит ежегодный фестиваль «Carnival de Timor». Он является концентрацией всей культуры и искусства местных жителей. На фестивале-карнавале представлены интереснейшие костюмы различным национальных меньшинств, все это сопровождается национальной музыкой и танцами. Восточный Тимор расположен у самого основания знаменитого Кораллового Треугольника (Coral Triangle), который славится самым большим разнообразием кораллов и рифовых рыб на всей Земле. Восточный Тимор интересен и более чем 10 000-летним культурным наследием, которое является невероятным коктейлем Папуа, Индонезии и Португалии. Страна также славится эко-туризмом благодаря тому, что большая ее часть остается нетронутой человеком. На востоке Восточного Тимора расположен национальный парк Нино Конис (The Nino Konis National Park), в нем есть и древние археологические памятники, и богатые тропические низменные леса с прибрежной полосой. Тропики Восточного Тимора богаты эндемиками, например, около 32 вид птиц обитают исключительно здесь и нигде больше. Острова Атауро и Жако будут интересны любителям снорклинга, дайвинга и девственной тропической природы. Местными достопримечательностями являются деревни рыбаков, которые до сих пор используют традиционные и старинные технологии ловли рыбы. Атауро также известен своими деревянными скульптурами, здесь находится деревня ремесленников, где можно приобрести всевозможные изделия ручного производства. По всей стране разбросаны остатки португальской колонизации, здесь и церкви, и крепости, и многое другое. Интересно так же посетить кофейные плантации Восточного Тимора, так как местный кофе становится все более и более популярным по всему миру. Самыми крупными плантациями являются Эрмера (Ermera), Маубисс (Maubisse), Мануфахи (Manufahi) и Ликуиса (Liquisa). Обязательно стоит побывать на рынках Дили, здесь вы найдете массу удивительных вещей, включая португальский антиквариат. На рынках также продаются знаменитые натуральные ткани из 13 районов Восточного Тимора, большинство из них производятся и окрашиваются в ручную при помощи натуральных красителей.

Восточный Тимор имеет два отличных района для треккинга в районе горы Татамаилау - самого высокого пика страны. Здесь, среди густых тропических лесов, проложено немало как специализированных пеших троп, так и обычных тропинок местных жителей, которые также превосходно подходят для путешествия, поскольку ведут от одного колоритного поселения к другому мимо самых живописных мест.

Весь остров по периметру обрамлен многокилометровой стеной древних коралловых рифов, что делает его одним из лучших мест региона, в силу своей специфики мало освоенного массовым туризмом. Местные рифы являются домом большого количества разнообразных морских существ, от черепах до китовых акул и всевозможных тропических рыб. При этом здесь есть несколько вполне современных компаний, организующих погружения и дайв-сафари к многочисленным интересным рифам вокруг Дили (Бобс-Рок, Дили-Рок), Кома, Атауро, Тутуалы и островов Манатуту и Пулау-Жако. Вокруг Манатуту, Каримбала, Ликиса и Тутуала часто встречаются стада дельфинов, а пролив между Дили и Атауро регулярно посещают стада мигрирующих китов.

Кратко говоря, в Восточном Тиморе можно нырять с аквалангом, кататься на мотоцикле и отправляться в походы по горам. Первое и третье не будет здесь чем-то исключительным по сравнению с другими странами, и только ради этого приезжать не стоит. В Дили и парочке других мест есть несколько компаний, организующих ныряние с аквалангом. Обойдется это, конечно заметно дороже, чем в соседней Индонезии. По отзывам нырявших, однако, подводный мир здесь отличный.

Мотоциклизм тоже не исключителен, конечно, но можно хотя бы посмотреть страну, так что все к этому и сводится.

Смотрение возможно и на общественном транспорте, но принимая во внимание неразвитость туризма в стране и отсутствие гостиниц и ресторанов, куда спокойнее быстренько приехать самостоятельно, посмотреть и уехать. Мотоциклом можно управлять и без каких-либо навыков — впрочем, вы на нем по-любому разобьетесь в Восточном Тиморе. Если вас несколько человек, то можно нанять такси на весь день или даже несколько дней. Можно и взять машину напрокат, но для нее точно нужен опыт, как и водительские права.

Здесь у вас все распадается примерно на три направления. Восточное до Баукау и южное до Мобиссе были пройдены лично, и о них подробно говорится в соответствующих разделах далее. Остается западное направление к индонезийской границе.

При движении на запад вдоль побережья через 29 км появляется деревня Аипело с разрушенным португальским фортом 19-го века. Еще через 6 км будет город Ликвика с пляжами из черного песка. Песок не давал покоя оккупантам: японцы здесь устроили концлагерь, а во время обретения независимости тут убили десятки гражданских. Сейчас можно купаться. Еще 14 км, и будет Маубара с португальским фортом 17-го века и красивой церковью. Также на побережье от Дили до Маубары есть несколько хороших мест для ныряния с аквалангом. Еще через 36 км будет неинтересная деревня Атабае, и, наконец, через последние 27 км, в 112 км от Дили, будет Батугаде на самой границе. Тоже форт имеется, 17-го века. Гостиниц никаких на пути нет, да и тут езды на мотоцикле три часа. Рейсовый автобус проходит за три доллара.

Второй путь из Дили в Батугаде идет вглубь острова. Эрмера в 62 км от Дили — доллар на автобусе. Дальше дорога становится плохой и идет в Атсабе и Бобонаро в 82 км от Эрмеры. Из Бобонаро можно поехать на самый юг в Зумалай, о котором будет подробнее в разделе о Мобиссе, а можно проехать 26 км к Малиане, в которой есть гостиница за пять долларов. Через 26 км от Малианы будет Балибо, откуда 14 км до границы в Батугаде. За исключением португальского форта в Балибо, во всех этих селениях нет ничего интересного, хотя интересно само катание на мотоцикле по пересеченной местности.

Круг из Дили в Батугаде одним путем и обратно другим можно пройти за световой день на мотоцикле. А можно из Бобонаро все же подключиться к южным маршрутам около Мобиссе.

Остров Атауро. Хороший такой остров, именно его видно из Дили на горизонте. Туда ходит по субботам кораблик из Дили, восемь долларов в один конец. Выходит в 9:00, приходит на Атауро почти через три часа, обратно выходит в 15:00. Так что у вас фактически или три часа на острове, или неделя.

Еще якобы есть какой-то “общественный кораблик” по вторникам и пятницам из Дили и по понедельникам и четвергам в Дили. И можно в Дили или на острове попытаться сесть на рыбацкие лодки, потому что местным-то надо как-то за спичками в Дили ездить, а вряд ли они это могут делать за восемь долларов.

На Атауро было бы хорошо провести несколько дней, но какой-то доброхот объяснил жителям, что они могут нарубить много бабла, назвав третьесортную гостиницу “эко-деревней” и взимая с иностранцев бешеные бабки. Поэтому жить на острове фактически негде. В “эко-деревне” хижины из бамбука с туалетом во дворе без проточной воды пытаются сдавать за 25 долларов. И вот вам результат: в Лаосе с такой же экономикой точно такая же хижина на Сипхандоне, даже с проточной водой, стоит два доллара. Там все забито туристами, которые живут неделями, принося доход не столько платой за проживание, сколько своим питанием, выпиванием и разъезжанием. Приехав домой, все говорят: “Приезжайте на Сипхандон, там ништяк!” Что же можно сказать про Атауро? Не приезжайте на Атауро, там негде жить, спасибо подначенным гуманитариями местным умникам.

Все же из интересных вещей на острове имеется следующее. Красивая сама по себе природа. Гора Манукоко, на которую можно залезть за три часа. Ныряние с аквалангом, дельфины и киты. Деревенская жизнь.

Асфальтовая дорога вот только одна и длиной 4 км, посередине которых и есть пристань. Но можно нанять лодку для поездки вокруг острова и по деревням.

Поэтому если есть время, и если цены на “эко-деревню” упадут или еще что-то для жилья найдете, то приехать сюда будет интересно. Можно прибыть на кораблике и потом попытаться на частном транспорте добраться в Дили или для гарантии прибыть на частном транспорте перед субботним корабликом, который почти наверняка придет, или вообще нанять лодку в Дили на весь день.

Анклав Окусси — маленький кусочек внутри Индонезии к западу от основного Восточного Тимора. Говорят про него разное, в том числе и то, что здесь собрались все отбросы, которые против независимости от Индонезии, и что отбросы создают проблемы, особенно на границе, пытаясь вести подобие то ли партизанской войны, то ли банального бандитизма. Также говорят, что здесь отличные места для пеших походов.

В Окусси ежедневно идет кораблик из Дили в пять вечера, 12 часов и 15 долларов. Прибывает он в главный город анклава, Пантемакассар, и уходит обратно вечером в пять. Так что при недостатке времени можно приехать только на один световой день.

Смотреть в Пантемакассаре, как вам уже давно должно быть ясно, нечего. Есть гостиница за семь долларов с завтраком. При наличии индонезийской визы можно уехать через Осило в Кефаменану, а оттуда — в Купанг. Хотя до Кефаменану только 36 км, на них уходит около трех часов — переход границы и перемена автобусов. В обратном направлении должны давать визы Восточного Тимора на границе, но этого почти никто не пробовал, и информации как-то нет. Неизвестно также, есть ли возможность пересечь границу сразу на побережье на востоке, у Вини, или же по другой дороге, ведущей из Пассабе в индонезийский Эбан.

В Окусси есть несколько треков по горам — все это никак не организовано, разумеется, и нет никаких гостиниц и кафе. Если есть желание полазить, то надо в Пантемакассаре искать проводника. В принципе, можно из города за три часа подняться в деревню Кутете в горах. В виде дневной экскурсии. А так остается только проторчать день в городе и уплыть вечером обратно в Дили.

Дили

Столица. Тут вы будете жить. Достопримечательностей в Дили как бы нет, особенно такого класса, из-за которых стоит приезжать, но есть следующие вещи.

Статуя Христа. Самая отдаленная точка в городе, до которой вы попретесь. Из центра сюда 8 км, и при очень большом желании их можно пройти пешком, благо статую отовсюду видно, а дорога однозначна. Но вы обгорите. Посещайте на прокатном мотоцикле или наймите такси за два доллара в один конец. При самостоятельном походе не идите собственно к подножию холма, на котором статуя, потому что лестница к ней начинается за парковочной площадкой метров за двести до самого холма. Билеты никакие не нужны, по лестнице подняться легко без подготовки.

Статую построили индонезийцы, что, наверное, и объясняет нежелание весьма христианского населения этой статуей заниматься. Хотя сюда и приезжал Папа Римский. Там все относительно заброшено и не очень чисто, но вид открывается сверху хороший, особенно на восточную часть острова. Да и на город посмотреть немножко сверху.

По пути вы следуете вдоль единственного пляжа Дили, Пасир-Путих, “белый песок”, он уже на перпендикулярной к набережной города части. Оборудования тут почти никакого нет, пара столиков и навесов. Сюда упорно приезжают гуманитарии на своих джипах, так что как-то впадлу с ними валяться, они еще и рожи зверские делают. Проблема и в том, что во время отлива воды вообще нет, а во время прилива ее на сотни метров только по пояс — мелко там очень. В одиночку особо не покупаешься — или лежать на дне у берега, или кто-то должен охранять вещи, пока вы бредете к горизонту по пояс в воде.

Рынок Коморо будет на полпути к аэропорту, это другая самая крайняя точка для пешеходных прогулок. Правда, здесь вас ничто не заинтересует — местный кофе можно купить, побрякушки какие-нибудь выложат.

“Читальня” дает почитать книжки и журналы и посмотреть исторические видеокассеты. Также торгует книжками по Восточному Тимору за бешеные деньги. И есть интернет за бешеные деньги. В целом контора приятного впечатления не произвела.

Имеется государственный туристический центр — на пути к статуе Христа есть скверик со статуей Девы Марии, и центр будет сразу за сквериком. Но там ничего нет, кроме плохих открыток и списка предлагаемых по неправдоподобным ценам экскурсий. На карту страны можно посмотреть, спросить что-нибудь. Мотоциклы здесь прокатывают.

Ну и есть еще вещи, перечисленные в путеводителе, но как-то не возбуждающие. Церковь. Кладбище, на котором исторически расстреляли революционеров. Дом местного епископа-революционера. В общем, Дили можно осмотреть за день, надо это честно признать. По набережной потаскаться да по магазинам.

Наилучшее, и даже единственное хорошее место проживания в Дили — гостиница “Ист Тимор бэкпэкерз”. Переехавшая в 2004 году с приводимого в путеводителе места, она сейчас находится на главной улице, тянущейся через весь город вдоль океана в аэропорт. Адрес указать сложновато, как и для любого здания в Дили, там как-то и не очень много табличек с названиями улиц, но таксисты эту гостиницу более-менее знают, да и ее легко найти самостоятельно. Главный ориентир — бензозаправка “Тайгер”. Гостиница находится на той же стороне улицы — левой, если ехать из аэропорта, — почти сразу за заправкой в направлении центра, и у нее светло-фиолетовый забор. Даже вывеска может быть.

В гостинице есть два отдельных номера с большой двуспальной кроватью, сдаваемых за 10 долларов с человека. То есть один платит 10 долларов, два — 20 долларов. Еще есть комната общажного типа с четырьмя местами и такая же двуместная — по восемь долларов за койку. В каждой комнате — кондиционер, туалеты и горячий душ находятся на улице в кабинках, но очень чистые. Полностью оборудованная кухня, которой можно пользоваться бесплатно, несколько холодильников, телевизор, ДВД и видеомагнитофон, несколько сотен дисков и кассет. Бесплатная стиральная машина.

Во дворе расположен индийский ресторан с приемлемыми ценами, но у него отдельный вход, и постояльцам он не мешает. Зато можно неплохо поесть, не выходя на улицу. Там же во дворе — десяток мотоциклов напрокат и собственный механик. Мотоциклы сдаются за 10 долларов в день, бензин покупаете сами, шлем бесплатно, права не надо.

Гостиница принадлежит уже немолодому австралийцу Генри Коби, который весьма дружелюбен, если только при нем не упоминать конкурентов. Он может помочь с любым вопросом по стране. На стойке дежурит Рита, которая витает в облаках, чем очень хочется попросить не злоупотреблять — если ее еще застанете, то сразу поймете, к чему эта просьба.

Загруженность гостиницы может быть разной, поэтому полезно заранее забронировать место по электронной почте, venture_hotel@hotmail.com, или даже сотовому Генри, 670–723–8121. “Венчур” — вторая гостиница Генри, там номера от 25 долларов, но зато это реальная гостиница, с бассейном, сауной и прочим. Кстати, Генри разрешает постояльцам “Ист Тимор бэкпэкерз” ходить в сауну бесплатно, хотя туда и не так близко, это на другом конце города.

В целом — это лучшая гостиница для бэкпэкеров, какую только доводилось видеть.

С Генри конкурирует “Дили гестхаус”, но ее все очевидцы настойчиво не рекомендуют. Она слегка центральнее, у стадиона, хотя никаких особых удобств это не даст, и берут там пять–шесть долларов, но номера побитые совсем, грязновато, вентиляторы вместо кондиционеров, душ фиговый, вспомогательных служб нет, и поверх всего этого — известная история о подглядывании сына владельца за моющимися туристками.

На главной улице сразу у отворота к аэропорту есть еще одна недорогая гостиница долларов за восемь–девять, но это слишком далеко от всего.

Наконец, в городе есть масса гостиниц от 25 долларов, где за эти деньги будет душ в номере, кондиционер и телевизор.

Для питания рекомендуется индийский ресторан в “Ист Тимор бэкпэкерз”. Если же выйти из гостиницы на улицу и двигаться к аэропорту, то сразу будет заправка “Тайгер” с небольшим продуктовым супермаркетом, где не самые дешевые цены, но и не очень дорогие. Еще дальше минут через пять будет индийский ресторан, в котором во время обеда предлагают буфет за три доллара — можно есть сколько хотите. Еще минут через пять все на той же стороне улицы будет цепочка из трех–четырех ресторанов, включая китайский. Последний из цепочки предлагает индонезийские блюда за доллар, здесь вполне можно качественно и дешево поесть.

Если уйти совсем далеко в сторону аэропорта, то на левой стороне при таком движении будет супермаркет, но смысла туда ходить нет, потому что супермаркеты есть ближе в другой стороне, которая веселее.

Двигаясь от гостиницы в противоположную сторону, сворачиваете направо сразу перед гостиницей “Тимор”. Там цепочка магазинов, в которой будет большой супермаркет с самым лучшим выбором и нормальными ценами. Единственный момент — здесь ни разу не удалось отовариться без расхождения цен на товарах и пробиваемых кассой, причем в обе стороны. Так что желательно выбирать продукты с наклеенной стоимостью и потом следить за работой аппарата, вмешиваясь при необходимости. И за сдачей надо следить в оба.

Двигаясь за гостиницу “Тимор”, сворачиваете за зданием правительства на улицу, на которой стадион. Кстати, “Дили гестхаус” будет на ней же, за стадионом. Но напротив стадиона на этой улице есть не очень приметный снаружи супермаркет, в котором наилучшие цены, но чуть хуже выбор. И касса здесь считывает, но не суммирует, складывание производится на калькуляторе, и иногда с ошибками, кассиршей работает жена владельца, так что совершенно в оба надо смотреть. Кроме продуктов здесь также хороший выбор полезных вещей вроде переходников, клея и прочего.

Двигаясь дальше по главной улице, еще через метров шестьсот обнаруживаете супермаркет “Лида”. Цены здесь самые большие, хотя сделано хорошо.

На улице Николау Лобату есть последний известный супермаркет с мелким выбором и средними ценами. Здесь же будет еще один ресторан буфетного типа за три доллара.

На набережной продают сырые морепродукты, которые у вас должно все-таки хватить ума не купить. Там же торгуют фруктами, но с явным намерением обдурить иностранцев.

В остальном же в плане еды спрашивайте у местных, в своей гостинице. Меняется все быстро.

Интернет имеется в двух вариантах — офигенно дорогой и еще одно место. Дорогой предлагается в нескольких местах по городу за пять долларов в час, оплата поминутная. На первом же перекрестке при движении от “Ист Тимор бэкпэкерз” в город будет бар с несколькими машинами. USB здесь работает плоховато. Единственное дешевое место за доллар в час находится рядом с “Ист Тимор бэкпэкерз” — через дорогу расположен маленький парк, сразу за которым находится здание с надписью “Тимор Пос”, и в следующем за ним здании для школьников организован доступ. К сожалению, школьники здесь могут стоять очередью, выходящей далеко на улицу. А может и никого не быть — закономерность уловить не удалось. Машины побитые, USB не работает, но все-таки дешево, так что начинать лучше отсюда.

Почтамт в городе обнаружен только один, за зданием правительства. С торца и сбоку в нем сотовые компании, но в самом конце будет собственно почта. Там можно купить марки и отдать уже готовые открытки. В Россию они так и не дошли, так что при возможности попросите персонал прямо при вас марки погасить, чтобы они не впадали в искушение.

Открытки продают в государственном туристическом центре, но они страшно убоги и плохо сделаны. Можно поспрашивать в дорогих гостиницах, но там будет то же самое.

Телефонные переговоры с домом можно провести в районе почтамта.

Междугородний транспорт уходит в основном с площади у стадиона. Прямые микроавтобусы в Дили организуются компанией под названием “Лифау”, ее офис расположен на улице, идущей вдоль стадиона и “Дили гестхаус”. Билеты на кораблик в Окусси и на Атауро продают у здания, которое сразу перед гостиницей “Тимор”.

Баукау и далее

На восток от Дили можно за один световой день сгонять в Баукау. Хотя дотуда всего 123 километра, ехать вам придется больше трех часов. Дорога местами побита, много где виляет, но много где и можно разогнаться до максимальных 40 км/ч, достигаемых на мотоциклах Генри.

В Дили заправляетесь до упора и едете по главной улице на восток, к статуе Христа. Уже ближе к пляжу, но до него, на той части дороги, что идет на север, будет такая как бы каменная тумба метра в два с высеченными указателями наверху. Указывают они на Дили и пляж, но именно здесь вы поворачиваете перпендикулярно и едете в неясном направлении в горы. К статуе Христа ехать бесполезно, потому что хотя вы и сможете ее почти объехать по берегу, хотя и есть шоссе на другой стороне горы, но именно сразу за статуей дорога полностью разбомблена, и по ней нельзя даже пройти, не говоря уже о протаскивании мотоцикла.

Дорога за тумбой однозначно вас затаскивает в горы, оставляя статую Христа слева. Участки там есть довольно крутые, но на первой скорости мотоцикл заедет. С верхушки горы катитесь вниз. Не пытайтесь выбраться на идущее вдоль самого берега шоссе, которые вам будет видно с высоты — это часть разбомбленной дороги, и по ней здесь не ездят. На нее и не попасть, вообще-то, если не сруливать на бездорожье. Дорога же начинает поначалу уводить вас вглубь от океана, но примерно через полчаса после спуска с горы вы попадете на перекресток с еще одной тумбой, опять-таки показывающей на Дили.

Внимательно запомните это место, потому что здесь вы поворачиваете на восток, но когда будете ехать назад в Дили, то у тумбы у вас появится выбор — можно вернуться уже известным путем или можно продолжать движение, заехав в Дили через другие горы, попав в южную часть города. Если вы будете возвращаться уже в темноте, то выбор не очевиден. Плюс известного пути в том, что он известен. И однозначно выведет вдоль океана на главную улицу и потом в гостиницу. Но места там пустынные. Плюс второго пути в том, что он будет новым и идет по деревням. Но заедете вы в абсолютно неосвещенный город и не будете знать, как попасть в гостиницу. Можно только посоветовать ориентироваться по силуэту гор и пытаться выехать к океану, откуда уже все будет ясно.

Итак, у второй тумбы вы сворачиваете на восток — налево. Дорога некоторое время идет по равнине. Уже здесь появляются замаскированные порожки на шоссе, сделанные с целью ограничения скорости. Они, разумеется, не отмечены знаками, а сидящие рядом местные никак вас не предупредят, и заметите вы такой порог когда уже будет поздно. Так что в населенных пунктах на этом направлении старайтесь ехать помедленнее и смотреть повнимательнее.

Вскоре дорога выходит на побережье и в горы. Виды там красивые. По пути будут селения Метинаро и Манлео — ничего интересного. Затем мост вроде железнодорожного в Манатуто, 64 км от Дили. За мостом обычно останавливаются на перекур общественные автобусы, и здесь есть пара ларьков с водой и чипсами. Лалеиа примечательна непримечательной португальской церковью на обочине шоссе. И пороги здесь настроены обильно и коварно. Еще один мост. И еще один через 9 км на въезде в Вемассе. Неплохо где-то здесь заправиться дополнительно, потому что пяти литров в баке до Баукау хватает еле-еле, а может и не хватить, и других заправок вплоть до Баукау уже не будет.

Еще 31 км, и вы окажетесь в Баукау. По пути проезжаете военный аэродром. Весь этот путь сюда из Дили, кстати, почти однозначен, а на паре перекрестков лучше подтвердить у местных, куда именно вам сворачивать.

В Баукау вы сначала попадаете к бензозаправке, на которой есть небольшой продуктовый магазин. Дорога здесь раздваивается. Если вы на развилке повернете направо, то попадете в какое-то непонятное место в городе, из которого добраться до нарисованного на карте в путеводителе участка проблематично. По-английски как-то никто тут не говорит.

Если же повернуть налево, то через примерно пять километров вы прямиком въедете в цифру два в черном кружочке на этой карте из путеводителя. Еще немножко, и слева будет португальская мэрия, довольно красивое здание. На этом конкретные достопримечательности города заканчиваются, и можно только поездить по нему, посмотреть колониальную архитектуру. Упомянутые в путеводителе рестораны ориентированы на гуманитариев и цены дерут большие. Можно найти несколько продуктовых ларьков со скудным выбором. В городе есть банк и почтамт, обозначенные на карте в путеводителе, а если проехать дальше на восток за ними, то будет и больница, в которой ваши мотоциклетные раны залечат бесплатно. Есть и отделение “Вестерн юнион”, если это хоть как-то вам поможет. При желании можно заночевать за 10 долларов в гостинице “Лоросае” рядом с португальской мэрией.

Теперь в рамках дневной поездки надо поворачивать и быстро ехать в Дили, потому что солнце заходит в шесть часов, а дороги впереди еще на часа четыре беспрерывной езды. На заправке надо еще раз заправиться до упора, а при любой возможности на последующем пути — еще раз, потому что начиная к вечеру частные торговцы бензином сворачиваются, а нечастной заправки практически не будет вплоть до Дили. Полного пятилитрового бака от Баукау до Дили может не хватить.

Автобусы из Дили идут в Баукау примерно те же три часа за три доллара. Мотоцикл, разумеется, будет дороже, но зато вы управитесь за день. С автобусом почти наверняка придется ночевать. И комфорт и свободу поездки тоже не сравнить.

На фоне общей невозможности делать хоть что-то туристическое в Дили, поездка в Баукау будет довольно интересной.

При желании ее можно продлить до второго дня или даже до третьего. Продолжая после обеда на юг, попадаете в Венилале, 28 км, на подъезде к которому будут выкопанные японцами туннели и отдельно всегда существовавший горячий источник. Еще через 16 км будет деревня Оссу с водопадом, и еще через 19 км — Викеке, неинтересный город. Автобусы из Баукау сюда идут за два доллара. В Викеке можно переночевать за семь долларов в гостинице “Лосмен Руа Белой”, находящейся на главной дороге из Баукау.

Дальше надо поворачивать обратно, потому что хотя на картах, особенно в путеводителе, и обозначена дорога по южному побережью острова, но ее там практически нет. Заведомо нет мостов, зато есть реки, которые надо переходить вброд. С мотоциклом. Среди туристов до сих пор ведется дискуссия о том, есть ли в Восточном Тиморе крокодилы. Во всяком случае, они точно были, а если есть сейчас, то именно в тех реках, через которые вы будете пешком переть свой мотоцикл. Без палатки, еды, воды, запчастей и инструментов здесь лучше не кататься все же.

Из Баукау можно также продолжить на восток, к самому концу острова. Через 19 км будет Лага, откуда можно опять-таки продолжить на восток, а можно съездить в горы на юг в Багуиа, еще 38 км. Багуиа интересен и своим португальским фортом, и как начало трека на вершину горы Матебиан. Для горы надо доехать еще 5 км до деревни Оссуна, затем полчаса пешком до деревни Оибиру и оттуда три часа ползти на вершину. Желательно нанять проводника за 10 долларов.

Понятно, что за день не управиться из Баукау, поэтому надо ночевать или в Оссуне, или в другой деревне дальше по дороге, Афалоеки, которую рекомендуют. Автобус из Баукау через Лагу идет три часа, три доллара.

Если вместо гор и юга поехать из Баукау все же на восток, то через 60 км будет Лаутем с португальским фортом и японскими дотами, и еще через 20 км дорога по побережью полностью заканчивается в деревне Ком. Ком начинает развиваться как местный курорт, здесь можно нырять с аквалангом, и в плане жилья есть выбор между дорогой гостиницей от 20 долларов и дешевой и простой за 10 долларов. Общественный транспорт из Баукау в Ком идет за два доллара. Из Дили на мотоцикле, да и на автобусах, сюда можно добраться за день, но наутро надо либо изо всех сил ехать обратно, чтобы управиться за два дня проката мотоцикла, либо ночевать еще раз.

Но Ком — это еще не конечная точка острова. Можно по другой дороге проехать в Деса-Раса, откуда идет шоссе на юг в неинтересный Лос-Палос и на восток до самой крайней точки Тимора, деревни Тутуала. Имеется хороший пляж. Ночевать можно за пять долларов в гостинице “Пусада Тутуала”. До самой же крайне точки собственно Восточного Тимора, острова Джейко, из Тутуалы можно доплыть самостоятельно или договориться с рыбаками о лодке. Плавание руками опасно тем, что течение может быть довольно сильным.

Мобиссе и далее

Мобиссе расположен к югу от Дили, и поездка сюда на мотоцикле отличается по всем параметрам от поездки на восток в Баукау и далее. Здесь так же можно залезть на гору, в данном случае — самую высокую в Восточном Тиморе.

В Дили вы выбираетесь на дорогу, идущую от набережной мимо стадиона и гостиницы “Дили гестхаус”, авенида Биспо де Медейрос. По ней так и двигаетесь прямо вплоть до самого ее конца, где сворачиваете на перпендикулярную дорогу направо. Дальше все становится однозначно вплоть до Мобиссе. Дорога почти сразу превращается в серпантин. Рулить тут надо осторожно, потому что постоянно проходишь повороты, кривизна которых неочевидна из-за склона горы, и вылететь с дороги легко. Движения, однако, почти нет — только рейсовые автобусы, изредка грузовики.

Серпантин довольно долго карабкается вверх, и вид на Дили становится все лучше. Ничего другого интересного, как заведено в Восточном Тиморе, нет. С верхней точки дорога спускается в долину и идет через деревню Аилеу. Здесь тоже ничего примечательного, кроме полукилометрового ровного участка дороги, на котором у вас будет единственная возможность газануть. Далее опять в гору, и после очередного спуска в 70 км от Дили будет Мобиссе.

В Мобиссе, как уже можно догадаться, ничего нет. Единственную гостиницу “Пусада Мобиссе” здесь предлагают за 50 долларов на выходных и 15 долларов с воскресенья по четверг. Есть ресторан. Центр города довольно очевиден своей площадью, туда приходят рейсовые автобусы из Дили за три часа и два доллара. Там есть парочка дешевых забегаловок, где можно поесть за доллар. Заправка находится гораздо дальше, примерно в километре вдоль дороги от площади. Надо около трех литров бензина, чтобы доехать сюда из Дили, поэтому на заправке следует сразу докупить доверху, и на обратном пути тоже.

В 10 км за Мобиссе будет второстепенная дорога направо, которая через еще 18 км приводит вас в деревню Хатубуилико. Оставив там мотоцикл у доверенного лица, можно за три часа залезть на самую высокую гору Восточного Тимора, Рамелау. На вершине есть трехметровая статуя Девы Марии. И вид красивый. Посмотрев, спускаетесь к мотоциклу. В деревне можно заночевать за 10 долларов.

Вернувшись к основной дороге, вы можете поехать в Аинаро или Саме. Вообще-то, ехать лучше обратно в Дили, если только вы не собрались где-то по пути ночевать. Если отправляться из Дили в семь утра, то у подножия горы вы будете где-то к одиннадцати. Пять часов на всю прогулку, и у вас еле-еле остается времени, чтобы добраться до Дили до наступления темноты.

Но если поехать в Аинаро, то там есть гостиница за 15 долларов. Смысл всей поездки — вид по пути через горы. Когда вы возвращаетесь к отвороту — или пропускаете его, — то еще через 3 км будет развилка. Правая дорога через 27 км приводит в Аинаро. Из Дили в Аинаро идут прямые рейсовые автобусы за три доллара, а также автобусы дальше на юг в Суаи. Сначала через 40 км от Аинаро будет деревня Зумалай, потом 30 км до Суаи. В Суаи есть только одна гостиница за 60 долларов, цены в ресторанах соответствующие. Из Суаи есть другой путь обратно в Дили, и на рейсовых автобусах уйдет около пяти долларов и весь день.

Левая же дорога от той развилки после Мобиссе через 30 км приходит в Саме, там есть гостиница за 10 долларов. В Саме же есть транспорт из Мобиссе за доллар, а также далее на юг в Бетано, деревню на южном побережье Тимора, один доллар и сорок минут. Разумеется, можно проехать и на мотоцикле. Из Бетано при очень большом желании можно проехать вдоль побережья за два часа до деревни Натарбора, откуда либо еще четыре часа вдоль берега до Викеке по совершенно разбитой дороге без мостов, либо на север в Манатуто на другом побережье за два часа по нормальной дороге.

Таким образом, на этом южном направлении из Дили можно много напланировать, но с учетом необходимости ночевать и передвигаться только днем у вас получается либо быстро залезть на гору и тем же вечером вернуться обратно, либо залезть, слезть, переночевать где-то в окрестностях и на следующий день тем же путем, или восточным через Натарбора, или западным через Суаи вернуться в Дили.

Тиморцы - очень дружелюбные люди. Отношение к иностранцам здесь достаточно своеобразное. С одной стороны, многолетнее присутствие на территории острова Международных сил по поддержанию мира привело к тому, что иностранец не является здесь чем-то редким, и даже более того - многие местные жители буквально живут за счет обслуживания нужд армейского контингента (это привело к явно спекулятивным тенденциям во многих секторах экономики). С другой стороны, жители внутренних районов редко видят иностранцев и в силу своего природного гостеприимства и открытости встречают гостей очень искренне (не стоит забывать, что и для них турист является явным шансом поправить свои финансовые дела, но в провинции это выглядит намного естественнее, чем в столице). При путешествиях через гористые центральные области можно столкнуться с откровенной радостью местных жителей при виде иностранца и совершенно не показным (и бескорыстным, что немаловажно) радушием. Некоторое исключение составляет лишь молодежь, получившая образование в годы индонезийского правления и потому иногда агрессивно настроенная ко всем иностранцам. Однако откровенная враждебность крайне редка.

Поднятая вверх рука - обычный способ приветствия между людьми, как друзьями, так и совершенно незнакомыми между собой. Здороваются тиморцы вполне по-европейски - рукопожатием. Большинство социальных знаков внимания довольно формально - местные жители вообще не требовательны к каким-то условностям. В отношении одежды царит полная демократия - каждый волен ходить в чем ему вздумается, соблюдая, естественно, нормы приличия, свойственные христианским странам. При этом многие иностранцы отмечают, что местные жители заметно чистоплотнее своих соседей, очень трепетно относятся к своему внешнему виду и чистоте в доме (вокруг мест жилья ситуация с чистотой не столь радужная, но в местных поселках заметно чище, чем в очень похожих на них поселениях по ту сторону тиморско-индонезийской границы).

Также многие отмечают улыбчивость местных жителей и их прекрасное чувство юмора, явно спасающее их в большинстве трудных ситуаций. Страна, которая совсем недавно пережила жестокий межконфессиональный конфликт, в которой треть поселений до сих пор несет на себе следы былых боев и в которой происходят регулярные стычки сил правопорядка с различными полупартизанскими формированиями, совершенно не выглядит скорбящей. Наоборот - даже нередкие между тиморцами горячие споры на политические темы выглядят со стороны как коллективный просмотр юмористической передачи. При этом назвать местных жителей записными весельчаками также трудно - при очень низком общем уровне жизни и явной нехватке многих продуктов и товаров первой необходимости, страна кропотливо восстанавливается буквально из руин. Интересно, что сами тиморцы, обвиняя во всех своих проблемах Индонезию и её вторжение на территорию Восточного Тимора, продолжают использовать множество явно индонезийских черт, начиная с системы числительных и прочих языковых заимствований и заканчивая многими обычаями.

Праздники и выходные дни в Восто́чном Тимо́ре
1 января - Новый год
март-апрель - Пасха и пасхальные праздники
1 мая - День труда
20 мая - День независимости
май-июнь - Праздник Тела Христова
август - Успение Пресвятой Богородицы
30 августа - День консультации (отмечает начало переговоров по разрешению ситуации в Восточном Тиморе)
20 сентября - День освобождения
1 ноября - День Всех Святых
12 ноября - День Санта-Круш (день памяти жертв резни 1991 года на кладбище церкви Санта-Круш)
28 ноября - День провозглашения независимости 1975 года
7 декабря - День национальных героев (годовщина индонезийского вторжения в Восточный Тимор 1975 года)
8 декабря - Праздник Непорочного зачатия
25 декабря - Рождество.

Кроме того, местный закон определяет "официальные юбилейные даты", которые не являются выходными, но могут считаться таковыми по решению местных общин. К таким праздникам относятся День покаяния (февраль-март), Святой четверг (март-апрель), Вознесение Господне (май-июнь), Международный день детей (1 июня), День вооруженных сил национального освобождения Тимора-Лешти (FALINTIL, 20 августа), национальный Женский день (3 ноября), Международный день прав человека (10 декабря), а также различные религиозные праздники, вроде Ид аль-Адха (Идул-Адха, апрель-май) и Эйд аль-Фитр (Идуль-Фитри, через 2-3 дня после окончания Рамадана).

Проживание в Восто́чном Тимо́ре
Благодаря ооновцам, цены на жилье, как и на все остальное, в Дили совершенно дикие. Но теперь они падают, хотя дешевых мест в столице только три, а в реальности даже и только одно. В этом одном койка в дву- или четырехместном общажном номере стоит восемь долларов, отдельная комната с двуспальной кроватью — десять долларов с человека. Но гостиница очень хорошая; детали смотрите в разделе про Дили. Еще одна берет по пять долларов, но там есть проблемы. Третья расположена слишком далеко от центра города, там неудобно жить, но тоже около девяти долларов за койку.

За пределами Дили можно найти гостиницы по десять долларов, хотя вряд ли вы где-то будете ночевать. На острове Атауро есть “эко-гостиница” с эко-ценами от 25 долларов.

Розетки в Восточном Тиморе есть какие попало, и все зависит от вкусов устанавливавшего их. Австралийские, индонезийские, прочие. В гостиницах можно попросить переходник или купить его в супермаркете. Электричество — 240 вольт, 50 герц. Его периодически вырубают в Дили каждый день, а про остальные места можно и не говорить

Чаевые не обязательны, но если обслуживание заслуживает поощрения, не возбраняется оставить за услуги 10% от суммы счета.

Транспорт в Восто́чном Тимо́ре
Местных самолетов нет, международные летают в Денпасар на Бали, Купанг в Западном Тиморе и Дарвин в Австралии. В Дили есть офис индонезийской “Мерпати”, а австралийская “Эйр норс” продает билеты в аэропорту.

Кораблик ходит ежедневно в анклав Окусси, 15 долларов и 12 часов. Выходит из Дили вечером, часов в пять, так что придется на нем ночевать. На остров Атауро ходит раз в неделю по субботам за восемь долларов. Выходит из Дили в 9:00, прибывает примерно в 12:00 и в 15:00 уходит обратно в Дили. Это делает посещение острова весьма проблематичным, потому что фактически у вас есть меньше трех часов на его осмотр, что мало. А жить здесь неделю будет слишком много.

Билеты на кораблик продают на все той же главной улице, тянущейся из аэропорта через весь город. У здания напротив порта имеется скромный столик с мужиком, который и торгует билетами.

Местные, разумеется, ездят не раз в неделю и не на три часа, а просто используют рыбацкие лодки. Способ их нахождения и переговоров не совсем ясен, хотя кучкуются они у набережной. Проще спросить в своей гостинице, и если вас окажется несколько человек, то нанять лодку на весь день к острову и обратно.

Автобусы, микроавтобусы и пассажирские грузовички соединяют все селения, но ходят медленно, и народу в них набивают много. Ими можно пользоваться в целях экономии, поездка стоит примерно доллар за час. Дороже, но быстрее и интереснее взять мотоцикл напрокат.

Городской транспорт в Дили имеется в виде такси и микроавтобусов. Таксисты берут доллар за поездку по городу и два за удаленные на 4–8 км места вроде аэропорта или статуи Христа. Вот в сам аэропорт они хотят пять долларов почему-то. Эту сумму можно пробовать сбить, но уж из аэропорта они никак не соглашаются брать меньше.

Существует переизбыток такси, и они все время ездят за вами по улицам и сигналят. Просто их игнорируйте.

Микроавтобусы ездят по установленным маршрутам, номер вывешен на лобовом стекле. В принципе, город не настолько большой, чтобы не ходить по нему везде пешком. Полезен десятый маршрут, который идет мимо аэропорта, а так или узнавайте у местных, или все-таки пешком. Поездка стоит от 10 до 25 центов.

Аренда автомобилей в Восто́чном Тимо́ре
Автомобили сдают в прокат в нескольких местах в Дили по обычным западным ценам. Для них нужны права, желательно международного образца. Обычно в стоимость проката входят только первые 100 км, а каждый дополнительный надо отдельно оплачивать по 20 центов. Дешевле и спокойнее нанять такси на весь день долларов за сорок.

Мотоциклы сдают в “Ист Тимор бэкпэкерз” за 10 долларов в день. Есть один тяжелый за 15 долларов. Бензин свой. Лет им примерно двадцать, и хотя в гостинице имеется собственный механик, который их постоянно чинит, ломаются они неплохо. Впрочем, постояльцам стараются дать заведомо хороший мотоцикл из имеющихся, и при поломке вы его можете просто бросить и вернуться на попутках, а хозяин съездит на машине и заберет.

Бак у этих машин — по пять литров, но есть одна хитрая падла. Под баком установлен переключатель, который дает либо сцедить все пять литров, либо перекрывает подачу, когда осталось только два литра. Идея в том, чтобы предупредить мотоциклиста о необходимости заправки. Если этого не знать, то через три литра мотоцикл заглохнет, а в баке будет очевидно бензин, и все выглядит как поломка двигателя. Поэтому насчет переключателя при аренде надо выяснить. Кроме того, у большинства мотоциклов сломан спидометр, одометр, фары, стерты тормоза и так далее. Фару надо проверить обязательно, потому что дороги ночью не освещаются, и без фары вы в Дили уже не вернетесь.

На мотоцикле за день можно сгонять почти в любое место и вернуться, а за два дня — съездить на самый восточный конец острова и обратно в Дили. Бензин стоит 90 центов за литр в Дили и доллар в других местах. Заправки есть в Дили, а так население торгует бензином из бутылок из-под воды. Опасности загрязнения нет, они и фильтруют через тряпочку. Бензина у вас уйдет примерно литр на час езды, за который вы пройдете километров сорок. Заправляться следует при всех возможностях, особенно ближе к вечеру, потому что население сворачивается часа в четыре, а заправок-то нет.

Права не требуются, да и настоящей полиции пока еще нет. За езду без шлема штрафуют на два доллара. Шлемы дают вместе с мотоциклом. Краги вы вряд ли достанете или привезете с собой, но кисти рук сожжете на солнце, если ничем не защитите. Можно либо на местный манер надеть куртку задом наперед, спустив рукава на кисти, либо намазать руки обильно солнцезащитным кремом. Шею тоже не повредит защитить.

Национальная кухня Восто́чного Тимо́ра
Традиционная кулинария островов представляет собой сложную смесь традиций малайских народов с сильной примесью китайской, филиппинской и португальской кухни. Однако в основном местные блюда можно попробовать только в провинции - в больших городах явно преобладают заведения международной кухни (португальской, итальянской, китайской, тайской или японской).

Основу рациона составляет рис, который подают как обычный гарнир (без специй и часто даже не соленый), окрашенный различными пищевыми добавками (только натуральными!), отварной в бульоне или на пару, обжаренный со специями и овощами, тушеный с водой или кокосовым молоком, в виде рисовой лапши и разнообразной выпечки. Причем большинство повседневных блюд составляет простой отварной рис, в который добавляется все, что есть в холодильнике: всевозможные овощи, соусы, зелень, карри, различные морепродукты, кусочки куриного мяса и прочее. Широчайшее применение находят овощи, побеги бамбука, соя, рис, кукуруза, сладкий картофель, капуста, бананы, манго, ваниль, кокосовое молоко и даже фрукты, зачастую идущие на стол в самых невообразимых комбинациях.

Как и в других регионах Юго-Восточной Азии, мяса крупного рогатого скота и свинины используется немного. Это скорее торжественные и церемониальные, чем повседневные блюда. Зато мясо домашней птицы, яйца, рыба и морепродукты являются основными поставщиками белка в местный рацион. Всевозможные сорта жареной, копченой и вяленой рыбы, а также другие обитатели моря являются непременными составляющими большинства повседневных блюд.

Наиболее популярный безалкогольный напиток - превосходный и недорогой кофе, который выращивают здесь же, на острове. Наиболее популярным алкогольным напитком является местное (Tiger, Can) и импортное пиво. В большинстве крупных торговых точек можно найти огромное количество австралийских и новозеландских крепких спиртных напитков.

Национальная валюта Восто́чного Тимо́ра
Официальной денежной единицей страны считается доллар США (USD, $), равный 100 центам. В обращении находятся купюры достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долларов, монеты номиналом в 1, 5, 10, 25 и 50 центов, а также 2 и 1 доллар. Однако страна выпускает свои варианты монет номиналом до 50 центов, отличающиеся от монет США как по размерам, так и по дизайну. Официально это объясняется тем, что на американских монетах нет цифрового обозначения их номинала и местные жители, не знающие английского, зачастую просто не могут в них разобраться. Практически свободное хождение имеют австралийский доллар и индонезийская рупия (последняя чаще всего принимается только в пограничных районах).

Банки обычно открыты по будням с 9.30 до 15.30. Обмен валюты можно произвести в банках ANZ Banking Group (2 отделения в Дили и по одному в каждом крупном населенном пункте), Bank Mandiri и Banco Nacional Ultramarino в Дили. В принципе обменять валюту можно в любой торговой точке практически свободно, однако делать этого не рекомендуется ввиду частых случаев мошенничества.
Использование кредитных карт ведущих мировых платежных систем возможно в банкоматах (ATM) офисов ANZ и Bank Mandiri в Дили, однако далеко не все банкоматы имеют большой запас купюр, а потому часто просто не выдают деньги даже при наличии их на счете карты. По картам Cirrus/Maestro можно обналичить доллары США в банковских автоматах практически без ограничений.
Во многих крупных отелях можно расплатиться кредиткой, однако в каждом из них существуют определенные ограничения по общему количеству разовых платежей. В некоторых банках можно воспользоваться системой Western Union или обналичить трэвел-чеки.

Магазины в Восто́чном Тимо́ре
При том что Восточный Тимор считается самой бедной страной региона, уровень цен здесь очень высок. Переход на доллар США, огромный приток наблюдателей ООН и иностранных рабочих, помноженный на нехватку собственных средств и запасов, привели к резкому росту цен на все товары и услуги. Местные гостиницы и рестораны считаются одними из самых дорогих в регионе, а основные пищевые продукты и товары первой необходимости стоят здесь зачастую в 3-4 раза дороже, чем в той же Индонезии. Все это делает посещение Восточного Тимора достаточно дорогостоящим мероприятием.

Бюджетные гостиницы запрашивают за свои услуги примерно $15-35 в сутки, отели среднего уровня - $35-70, а более высококлассные места размещения, ориентированные в первую очередь на иностранцев, - от $70 и выше. Обед в частном кафе обойдется в сумму около $6, в небольшом ресторанчике - около $15, а в ресторане при отеле - в $20 и выше. В то же время можно найти небольшие частные пансионы, проживание в которых обойдется в $10-25 в сутки вместе с завтраком, а при поселении на 4-5 дней можно получить дополнительные скидки. Многие такие заведения имеют достаточно ограниченный набор удобств, но эта картина характерна для многих мест размещения Восточного Тимора.

Продукты питания также недешевы - питьевая вода (0,5 л) стоит $0,5-1, кока-кола (0,33 л) - $1,35-2, пиво - от $1,35 (Tiger, Can, 0,33 л) до $1,5-2 (Buffalo, Lion Beer, 0,6 л), сигареты - $1 за пачку (LA, Sampoerna, Gudang Garam International), виски Jim Beam - $19-21 (0,75 л), да и местные товары достаточно дороги - за 1 доллар на городском рынке можно купить одну маленькую лепешку с кусочком рыбы и овощами, не более того. Благодаря присутствию сил ООН ассортимент магазинов и ресторанов очень неплох.

Также недешева организация активного отдыха - арендная плата за комплект дайв-снаряжения составляет не менее $25-35 в сутки плюс $10-13 за заправку баллонов и $40-65 за двух-трехчасовой выход лодки в море. Аренда катера для заброски группы к более удаленным местам обойдется уже в $120-150, хотя можно за втрое меньшую сумму добраться до острова Атауро и нырять прямо с береговой черты. При организации пеших экскурсий цены сильно зависят от маршрута и исходной точки.

Как добраться до Восто́чного Тимо́ра
До Дили, Presidente Nicolau Lobato International Airport, можно долететь регулярными рейсами авиакомпаний Airnorth из Австралии (Дарвин), Air Timor из Сингапура, а также Merpati Nusantara Airlines и Batavia Airlines из Индонезии (Денпасар). Через Бали лететь гораздо дешевле, чем через Австралию.

Основной КПП между Восточным Тимором и Индонезией - Mota'ain, или Motain, в 115 км к западу от Дили. Есть и еще два пропускных пункта: Salele на юге и Oecussi на севере. Визу по приезде на наземной границе российским гражданам получить невозможно. Консульства Восточного Тимора есть на Бали и в Купанге.
Ежедневные автобусы связывают Дили (Восточный Тимор) и Купанг (провинция Западный Тимор в Индонезии). Поездка занимает порядка 12 часов. Также услуги трансфера предоставляет множество местных турфирм.
Также автобусы от Дили ходят до всех пограничных пунктов.Границу в таком случае можно пройти пешком.

Правила въезда в Восто́чный Тимо́р
Для посещения Восточного Тимора гражданам России необходима виза.
Визу на срок до 30 дней можно получить прямо в аэропорту по прибытии, уплатив въездную пошлину в размере $30. Продление визы на срок до 90 дней возможно в полицейском участке при уплате сбора из расчета $1 за день пребывания.
При вылете из страны взимается аэропортовый сбор: если вылет международный - около 10 долларов США или 20 австралийских долларов, если внутренний - около 2 долларов США. Также при перелете через Джакарту взимается страховка на местные линии - около 12 долларов США (в индонезийских рупиях).

Таможенные правила Восто́чного Тимо́ра
Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен (декларация крупных сумм валюты обязательна). Разрешен беспошлинный ввоз сигарет - до 200 штук, спиртных напитков - до 2 литров, парфюмерии - в пределах личных потребностей, сувениров - на сумму не более 100 долларов США.
Запрещен ввоз оружия, наркотиков, взрывчатых веществ и порнографии. Запрещен вывоз редких животных и птиц, а без специального разрешения - предметов и вещей, представляющих историческую и художественную ценность.

Правила безопасности в Восто́чном Тимо́ре
Основным риском, связанным с пребыванием в Восточном Тиморе, является политическая нестабильность страны. Перед поездкой рекомендуется обязательно уточнить обстановку в стране. В остальном Восточный Тимор делает акцент на строгом соблюдении правил дорожного движения и предупреждении мелких преступлений. В целом уровень преступность в Восточном Тиморе не высокий, но не стоит в одиночку бродить ночью по пляжу, особенно одиноким девушкам. В рамках краж особо привлекательной мишенью являются мобильные телефоны и частный транспорт.

Полезные номера телефонов в Восто́чном Тимо́ре
В Восточном Тиморе нет Консульства России, ближайшее находится в Джакарте.
Embassy of the Russian Federation, J1. H.R. Rasuna Said Kav. X-7, 1-2, Kuningan, Jakarta Selatan 12940, Indonesia
Телефон: (8-10-62-21) 522-29-12, 522-29-14
Факс: (8-10-62-21) 522-29-16
E-mail: rusembjkt@uninet.net.id
Сайт Посольства РФ в Джакарте

Туристический офис Восточного Тимора Веб-сайт - 310-371, 339-178.
Полиция и пожарная служба - 723-06-86.
Скорая помощь - 723-32-12.

Предыдущая тема: Туризм и отдых в Бутане
Следующая тема: Правила въезда в Гонконг
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 29.3.2014 00:53

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 22.11.2017 06:20 , Processed in 0.076922 second(s), 14 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.