Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».
В шести километрах к востоку от Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы возвышается строгое полукруглое здание. В диораме "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах.

После освобождения Севастополя воины Приморской армии установили на Сапун-горе обелиск, а рядом с ним построили деревянный домик, где 1 мая 1945 года был открыт военно-полевой музей. Это был необычный музей. Экспонаты его - фотографии, личные вещи, оружие участников штурма Сапун-горы - еще сохраняли запах пороха. К 15-летию освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков было решение создать здесь монументальный памятник - диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».

В 1958 г. заслуженный деятель искусств РСФСР П.Т. Мальцев написал большое батальное полотно "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.". Оно получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил. Позже художник создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с ним работали художники Г.И. Марченко и Н.С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан 1 ранга в отставке Г.В. Терновский. Это уникальное произведение советской батальной живописи рассказывает о подвиге воинов, освобождавших Севастополь в мае 1944 г. Торжественное открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 г.

Диораму разместили на втором этаже специально построенного для нее здания, на первом - экспозиционные залы, экспонаты которых повествуют о героической обороне города в 1941-1942 гг. и освобождении его в мае 1944 г. Здание диорамы, находящееся в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора», построено по проекту архитектора В.П. Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль. На площадях перед зданием диорамы экспонируются образцы военной техники и вооружения периода Великой Отечественной войны.

Состоит диорама из двух элементов: живописного полотна и предметного плана. Живописное полотно - основной элемент диорамы - расположено полукругом впереди смотровой площадки. Между живописным полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий. В диораме "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана - это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота. Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 кв. м. На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя. Герои живописного полотна диорамы, изображенные на переднем плене, - реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане - оружие и предметы боевого снаряжения врага, обломки железобетонных оборонительных сооружений, собранные на местах боев за Севастополь.

Исторические события

Это было 7 мая 1944 года. Перед вами открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы.

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, саперы, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, наши катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней — последние. Бой идет за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины — штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева,с пистолетом в вытянутой руке изображен комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемета,— отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырех вражеских пулеметов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины — медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина - бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера.

На полотне диорамы изображен узбек Дадаш Бабажанов, который дает клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины — группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведет за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулеметным огнем прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлен бессмертный подвиг сапера Федора Скорятина, ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечен боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает.

Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин. Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гунько и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покоренной высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко,
сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины.

В глубине картины, справа, где действуют наши огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии
лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие.

С пистолетом в руке изображен старший лейтенант Василий Жуков — он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»

В нижней части здания Диорамы – экспозиционные залы небольшого музея, рассказывающего об обороне и освобождении Севастополя во время Великой Отечественной войны.На площадках перед зданием – экспозиция боевой техники этого периода – танки, самоходные орудия, пушки, корабельная артиллерия, торпедный катер, корабельные дальномеры, мины. Все можно пощупать руками и даже сфотографироваться в форме советских и немецких солдат и офицеров с оружием того времени в руках.

Предыдущая тема: Алупкинский парк
Следующая тема: Мечеть Аль-Азхар в Каире (970-972)
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 12.4.2014 00:48

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 11.12.2017 10:09 , Processed in 0.070947 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.