Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 729

Великие Пирамиды

nelli Опубликовано: 19.4.2014 21:44 [Скопировать]
Великие Пирамиды Великие Пирамиды/
Это единственное чудо света, сохранившееся по сей день и не требующее описания ранними историками и поэтами. Находятся пирамиды в городе Гиза, некрополисе древнего Мемфиса в Египте. Великие пирамиды являются самыми известными достопримечательностями в Египте.

Вопреки общему убеждению, только Пирамида Хеопса, а не все три Великих Пирамиды, находится в "перечне" Чудес Света. Но всемирно известны и остальные пирамиды фараонов (Хефрена и Микерина). Это их греческие имена, настоящие же египетские соответственно - Хуфу, Хафра и Менкаура. Время их сооружения относится к началу Древнего царства (2800-2250 годы до н. э.). Сложные чувства охватывают путника при виде Великих пирамид. Они кажутся гигантскими кристаллами, выросшими из окружающего их серовато-желтого песка, хотя первоначально они символизировали собой помёт жука-скоробея. Четко вырисовываются они на фоне бледного неба и безжизненной, бесконечной пустыни. И кажется, что они стояли здесь всегда...

"Горизонт Хуфу" - так называется пирамида Хеопса. Нужно пройти целый километр, чтобы обойти ее вокруг. Длина стороны основания пирамиды равна 233 метрам. Ее высота - 146,6 метров. Вес этой громадины превышает шесть с половиной миллионов тонн. Постройка пирамиды стоила невероятных трудов. Никакой механизации в то время ещё не существовало. Инструменты для обработки камня делались из красной меди и быстро тупились. Каменные блоки и плиты, а их понадобилось миллионы и миллионы, изготавливались ужасающим по своей трудоемкости способом. На скале по контуру будущей плиты медными сверлами, под которые непрерывно подсыпался песок и подливалась вода, сверлились глубокие отверстия. В них загоняли деревянные клинья, которые поливали водой. Дерево набухало и отрывало глыбу от скалы. Глыбу обтесывали медными зубилами и шлифовали. Можно только удивляться точности обтески и шлифовки камней, которой достигали древние, имея такую технику. Камни пирамиды так пригнаны, что между ними невозможно просунуть даже лезвие ножа.

Пирамида Хафра почти не уступает по высоте пирамиде Хуфу. Хотя длина стороны ее основания - 215 метров, а высота - 143 метра, пирамида Хафра кажется даже более высокой из-за большей крутизны склонов. Недалеко от пирамиды высится и сейчас огромная фигура Большого Сфинкса. Размеры фигуры колоссальны: высота ее - 20, а длина - 57 метров. Высеченная из цельной скалы фигура изображает лежащего льва с человеческой головой. Загадочно и таинственно смотрится Сфинкс. "Отцом трепета" называли Сфинкса кочевники-бедуины. Преодолевая суеверный ужас, они уродовали, разрушали лицо Сфинкса. Европейцы были не лучше. В Сфинкса стреляли из ружей и пушек солдаты наполеоновской армии во время Египетской экспедиции 1798-1801 годов.

Пирамида Менкаура по объему раз в десять меньше пирамиды Хуфу. Ее высота всего 66,4 метра. Но, несмотря на меньшие размеры, пирамида Менкаура выглядит необыкновенно красиво. Менкаур не мог себе позволить сооружение большей пирамиды. Страна была разорена постройкой пирамид Хуфу и Хафра. Начался голод. Население, измученное непосильным трудом, роптало.

Великие Пирамиды Происхождение пирамид.
«Вполне естественно, что эти созданные руками людей горы, как только в памяти последующих поколений стерлись подлинные события, связанные с их сооружением, вызывали, как, впрочем, вызывают и поныне у всех, кто их видел, не только удивление и восхищение, но и желание узнать, кто, когда, как и для чего воздвиг подобные памятники. На протяжении веков о пирамидах складывалось множество легенд, преданий и сказок» ([115], стр. 3—4).
Истинное назначение и происхождение пирамид было полностью забыто уже в Средние века. Большинство паломников, которые отважились в Средневековье осмотреть эти памятники «принимают на веру легенду, приписывающую сооружение пирамид Иосифу, сыну Иакова. Согласно этой легенде, Иосиф намеревался хранить в них хлеб в урожайные годы в предвидении голода, который он предсказал, толкуя сон фараона. Они называют их «житницами Иосифа» или «жит­ницами фараона»» ([115], стр. 44).
Лауэр приводит целый список средневековых визитеров, свято веривших, что они видят перед собой житницы. Он приводит также подобные же мнения явно апокрифичных писателей IV—V веков (см. [115], стр. 44—46).
Ряд арабских сочинений конца XII века (являющихся, как мы пока­жем в своем месте, явными апокрифами) приписывает строительство пирамид некоему царю Суриду, который осуществил его с магическими целями, дабы предотвратить всемирный потоп (см. [115], стр. 36—39). В сочинении (наверняка апокрифическом), приписываемом арабскому историку X века Масуди, утверждается, что одна из пирамид «служит гробницей Агатодемона, другая — Гермеса. Двух этих мудрецов разделяет тысячелетие, Агатодемон старший из них...» (см. [115], стр. 44). Масуди, кроме того, сообщает, что халиф ал-Мамун в 820 г. «вскрыл пирамиду Хеопса» и обнаружил клад золотых динариев. Другие авторы (также, по-видимому, апокрифичные) сообщают о других находках ал-Мамуна, в том числе и о трупах (см. [115], стр. 39—42).
Лауэр пишет, что «Здравые суждения об истинном назначении пирамид стали складываться вновь в конце XV в. Когда в 1486 г. уроженец Майнца Брейденбах осмотрел пирамиды, он заявил, что, по его мнению, это не житницы, построенные Иосифом,... а гробницы древних царей» ([115], стр. 46).
В это же время стали известны и «античные свидетельства» Геродота и Диодора, которые не только подтвердили мнение Брейденбаха и иже с ним, но и назвали имена этих «древних царей»: Хеопс, Хефрен и Микерин.
Заметим, что на самих пирамидах (и внутри них) какие-либо иероглифические надписи отсутствуют, так что в отнесении пирамид этим царям мы до сих пор вынуждены полагаться на «античные свидетельства».
Однако, несмотря на столь авторитетные свидетельства, конкуренция «теории житниц» с «теорией гробниц» продолжалась почти до XIX века. При этом теория гробниц имела тоже несколько вариантов. Например, в конце XVI века Иоганн Гельфрикус и Жан Палерн «утверждали, что здесь может идти речь только о гробнице, приготовленной для фараона, который погиб в Красном море, преследуя иудеев» ([115], стр. 49).
Любопытно, что все эти дискуссии шли только в Европе. Сами же арабы, жители Каира, еще в XIX веке придерживались версии «житниц Иосифа», хотя существовало и другое мнение, приписывающее строительство пирамид царю великанов Ган-ибн-Гану, жившему еще до Адама (см. [6], стр. 820).
Начало археологического изучения пирамид в XIX веке ознаменова­лось, как ни странно, целым каскадом разнообразнейших теорий по поводу их происхождения и назначения. Обзору и критике этих теорий Лауэр посвящает в своей книге целую главу «Мнимые секреты пирамид». Лауэр пишет, что в этой главе он, в основном, опирается на «интересный и исчерпывающий» труд В. Кингсленда «Великая пирамида в действитель­ности и в теории», хотя и добавляет, что он не может «признать все выводы этого автора правильными и тем более присоединиться к нему, когда он предлагает, в частности, считать признанный в наши дни всеми египтологами факт, что Великая пирамида была сооружена, дабы служить усыпальницей Хеопсу, простой гипотезой. Он называет ее «теорией гробницы» и приравнивает ко всем прочим теориям...» ([115], стр. 155).
Тем самым, Лауэр невольно проговаривается, что никаких реальных доказательств (кроме «свидетельств древних авторов») принадлежности Великой пирамиды Хеопсу, не существует, так что наиболее сильный аргумент, к которому он может прибегнуть, это «единодушное признание этого факта всеми египтологами» Но, когда же научные проблемы решались голосованием?

Великие Пирамиды Назначение пирамид.
Итак, «единодушное мнение египтологов» состоит в том, что пирамиды были построены как усыпальницы фараонов IV династии Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). То, что это гробницы, обосновывается аналогией с так называемыми «малыми пирамидами», которые, по-видимому, действительно являются усыпальницами царей, но то, что это гробницы именно Хеопса, Хефрена и Микерина основывается исключительно на сообщениях Геродота и Диодора.
Геродот пишет, что «Хеопс вверг страну в пучину бедствий. Прежде всего он повелел закрыть все святилища и запретил совершать жертвоприношения. Затем заставил всех египтян работать на него. Десять лет пришлось измученному народу строить дорогу, по которой тащили каменные глыбы. Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет» ([44] стр. 119).
Геродот описывает (довольно невнятно) технику строительства пирамиды, ужасаясь ее дороговизне и приводя пикантные подробности: «... Хеопс, нуждаясь в деньгах, отправил собственную дочь в публичный дом...» ([44], стр. 120), вкратце сообщает об Хефрене и его пирамиде и заключает, что годы правления Хеопса и Хефрена «считаются временем величайших бедствий для Египта. Египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена. Даже и пирамиды эти называют пирамидами пастуха Филитиса (!? — Авт.), который в те времена (Хеопса?— Авт.) пас свои стада в этих местах» ([44], стр. 120).
К следующему фараону, Микерину, Геродот, напротив, относится очень тепло, сочувственно излагая тяжкие удары судьбы, которые его поразили, и подчеркивая, что «его особенно восхваляют египтяне» за его «праведность» и за то, что он «открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться [на своих полях] и приносить жертвы» ([44], стр. 120). Тем не менее, в конце биографии Микерина неожиданно выясняется, что «И этот царь также оставил пирамиду, хотя и значительно меньше отцовской» ([44], стр. 121).
Интересно, что следующим за Микерином царем Геродот называет Асихиса и тем самым, по уверению его комментатора, «делает здесь скачок от конца IV династии (ок. 2480 г. до н. э.) к началу эфиопского владычества в Египте (ок. 715 г. до н. э.)» ([44], стр. 514), т. е. более чем на полторы тысячи лет!
Суховатую информацию Геродота дополняет живописными подробностями другой «античный» автор Диодор: «Хотя два царя (Хеопс и Хефрен — Авт.) и приказали построить пирамиды, которые должны были служить для них гробницами, однако ни один из них не был там погребен. Ибо народ, обреченный на тяжкий изнуряющий труд, возмущенный жестокостью этих царей, поклялся, что тела их будут вытащены из гробниц и разорваны на куски. Оба царя, которых осведомили об этом, перед смертью поручили друзьям (!? — Авт.) похоронить их в другом надежном и тайном месте» (см. [115], стр. 56).
Диодор подобно Геродоту (только красноречивее) выражает свое сострадание египетскому народу, который был вынужден трудиться ради прославления высокомерных и жестоких владык. В этом ему вторит и Плиний, который «добавляет, что в силу справедливого возмездия они (цари — Авт.) преданы забвению и историки даже не могут прийти к согласию в вопросе об именах тех, кто был инициатором столь ненужных сооружений» ([115], стр. 56).
Тут мы видим все: и объяснения, почему забыты имена царей, инициаторов строительства пирамид, и почему пирамиды пусты, и гражданскую скорбь по поводу мучений непосредственных их строителей и даже ростки негодования самих этих строителей.
Современные историки, во всем следуя схеме, намеченной Геродотом и Диодором, отбрасывают невероятные (с их точки зрения) детали (например, направление Хеопсом собственной дочери в публичный дом; кстати сказать, именно эта деталь, по нашему мнению, Геродотом не выдумана; она лишь им неправильно истолкована) и заменяют их другими подробностями, которые (опять-таки по их мнению) непременно должны были иметь место. Мы не будем этим заниматься, а попробуем проанализировать исходную информацию Геродота.
В первую очередь удивление вызывает сообщение Геродота, что «египтяне так ненавидят этих царей, что только с неохотой называют их имена». Морозов пишет:
«Но разве так бывает когда-нибудь в действительности? Ведь тех, кого ненавидят, наоборот, ругают без конца, много больше тех, кого любят. Да это выходит и неправда.
«Немногие остатки египетских воспоминаний, дошедшие до нас от времени Ху-Фу, — говорит Бругш, — выставляют его совсем в другом свете, чем рассказы о нем греков. Есть надпись на скале в Вади-Магара, славящая Ху-Фу как уничтожившего своих врагов»» ([6], стр. 811—815).
Мы видим, что ненависть египтян к Хеопсу Геродот явно выдумал, то ли для подчеркивания злонравия Хеопса, то ли как объяснение, почему его имя забыто и заменено именем пастуха Филитиса.
Далее Геродот пишет, что Хеопс «заставил всех египтян работать на него» и импилицирует, что строительство пирамиды разорило страну. Это тоже очень странно.
Мы давно уже знаем, что роль личности в истории совсем не столь велика, как это представлялось, например, Геродоту. Исторические ге­рои вроде, скажем, Наполеона, только потому достигли успеха, что они наилучшим образом выражали стремления господствующего класса и его правящей верхушки и находили опору в достаточно широких слоях общества. Какую же опору мог найти, скажем, Хеопс, в строительстве пирамиды, которая нужна была только ему самому и только после его смерти? Аристократия страдала от строительства, потому что с ее поместий отрывались рабочие руки для строительства пирамиды, а сво­бодное население, потому что оно было вынуждено принимать прямое участие в этом строительстве. Духовенство (жрецы) также не могло быть довольно постройкой пирамиды, поскольку на время строительс­тва Хеопс «повелел закрыть все святилища». Получается, что единс­твенной опорой Хеопса в его колоссальном предприятии было только религиозное суеверие масс и его авторитет как бога и автократора.
Материалистически мыслящие историки, понимая всю невоз­можность строительства пирамиды без широкой социальной основы, пытались придумывать всевозможные схемы. Например, ут­верждалось, хотя это прямо противоречит информации Геродота, что существовал широкий слой собственников и жрецов, которые наживались (!) на строительстве пирамиды, и они-то и составляли социальную опору Хеопса. Другая, прямо противоположная точка зрения признает, что постройка пирамид «должна была вызвать сильное недовольство в среде номовой знати и народных масс» и что это, якобы, в конце концов (через полторы сотни лет!) «привело к некоторым политическим изменениям» (см. [128], стр. 172—173).
Однако ясно, что стоимость пирамид и колоссальность необходимых трудовых затрат должны были в конец обескровить страну (это понимал еще Геродот и подчеркивал своим анекдотом о дочери Хеопса). Поэтому невозможно говорить о «широких слоях собственников», обогащавшихся при строительстве пирамид (изобретатели этой теории явно были под впечатлением многочисленных буржуазно-капиталистических афер и скандалов, вызванных коррупцией; была ли для подобных афер почва при социально-экономических отношениях эпохи строительства пирамид эти историки умалчивают), а что касается пресловутого «недовольства», то, конечно, ни аристократия, ни массы свободного населения не стали бы терпеть разорения полторы сотни лет (столько по Геродоту царствовали Хеопс, Хефрен и Микерин), а довольно быстро приняли бы свои меры (вполне достаточно было бы, например, некоторое равнодушие и безразличие работников, чтобы намертво застопорить такое колоссальное предприятие).
Сомнения вызывают и сроки строительства пирамид, указанные Геродотом: 20—30 лет на каждую. Мы не производили детального исследования, но даже самые грубые прикидки показывают, что эти сроки должны быть, по-видимому, увеличены в несколько раз. В указанные Геродотом сроки, по-видимому, невозможно перевезти и аккуратно уложить те миллионы тонн камня, из которых состоят пирамиды. Это было бы трудно даже при современной технике.
Если это действительно так, то, следовательно, пирамиды сооружались при жизни не одного поколения, а потому никак не могли строиться в качестве усыпальниц здравствующих царей.
Да и вообще, как справедливо замечает Морозов, земные цари всегда более склонны заботиться о своей земной жизни и власти, чем о загроб­ной. Даже римские папы не строят себе заживо гробниц. «Забота о них всегда возлагалась людьми на своих переживающих родственников, которые и воздвигали посильно-богатые мавзолеи» ([6], стр. 828).
Таким образом, при мало-мальски критическом анализе все сообщения Геродота оказываются полными несуразиц. Явно, что Геродот излагает не факты, а некую концепцию, цель которой объяснить происхождение пирамид. И вот мы опять остаемся перед проблемой: в чем назначение пирамид и кто их построил...

Великие Пирамиды Большой Сфинкс
Возле подножия Гизы находятся также остатки храма Сфинкса, а чуть дальше монолитная статуя Большого Сфинкса. Храм Сфинкса находится в плачевном состоянии, и представляет собой груду каменных блоков из розового гранита.

"Уже пять тысяч лет каждое утро я вижу бога Солнца, восходящего вдали на берегах Нила. Его первые лучи освещают мое лицо... Я видел зарождение истории Египта, а завтра увижу, как восток пылает новой зарей. Я верный страж у ног моего повелителя, столь бдительный и преданный, что он дал мне свое лицо.

Я спутник фараона, я сам фараон. На протяжении веков я получил множество имен от людей, приходивших поклоняться мне с набожным восхищением... Но имя, которое я получил, дал мне греческий путешественник, отец истории Геродот. Он назвал меня Сфинксом, точно я родился в его земле. И это имя осталось за мной навсегда".

Это поэтическое обращение Большого Сфинкса к людям произносится семь раз в неделю в грандиозном представлении "Звук и свет". В этой несколько напыщенной речи, вложенной в уста Большого Сфинкса и утвержденной двумя египетскими министерствами, есть немало спорных моментов.

К примеру, утверждение, что имя ему было дано Геродотом - грубейшее нарушение исторических фактов. В "Истории", написанной этим греческим ученым, нет ни одного слова, посвященного Сфинксу. Скорее всего, Геродот даже не знал о его существовании, поскольку в те времена, когда грек посещал Египет, Сфинкс, по всей вероятности, был в буквальном смысле по уши засыпан песком.

Первым историком, видевшим и поведавшим миру о Большом Сфинксе был Плиний, живший гораздо позже.

Хотя слово "сфинкс" действительно является греческим, но корни у него египетские. Всем известно, что греки называли так некое мифическое существо с головой женщины, телом льва и птичьими крыльями. Его породили стоглавый великан Пифон и его жена-полузмея Ехидна. Их детьми также считаются и другие мифологические чудовища: Цербер, Лернейская гидра и Химера.

Существо проживало на скале около Фив и загадывало проходящим мимо путникам загадку. Если человек не мог разгадать ее. Сфинкс подвергала его казни. Безжалостное чудище погубило множество людей, пока наконец его загадку не разгадал Эдип. Сфинкс не смогла пережить такого поражения и бросилась в море.

Мало кто сейчас не знает, как звучала эта неразрешимая загадка. Нам она кажется совсем простой - вопрос, задаваемый Сфинксом, был таков: "Кто ходит в полдень на двух, а вечером на трех?" Эдип дал верный ответ: "Человек! Во младенческом возрасте он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходит на двух ногах, а в старости опирается на клюку".

Древние египтяне отнюдь не считали Сфинкса ни чудовищем, ни женщиной, подобно грекам, у них это существо не задавало загадок и не убивало людей. В понимании египтян Сфинкс представлял собой статую властителя либо бога, чью мощь символизировало тело льва. Они назвали эту статую шесеп-анх, что означало "живой образ" (правителя). Греческий вариант названия возник значительно позднее и вскоре возвратился в Египет.

Как бы то ни было, без сомнений, Сфинкс, стерегущий Великие пирамиды Гизы, с его таинственной, словно бы несколько презрительной улыбкой, являл собой неразрешимую загадку. Не одно поколение ученых задавалось вопросами: чьим воплощением был Сфинкс, когда и каким образом он был создан?

Более века продолжалось изучение статуи. Ученые применяли порох и буровые машины. После долгих трудов исследователям удалось раскрыть истинное имя Сфинкса. Арабы, проживающие в этом районе называли статую Абу'л Хол, что в переводе означает "отец ужаса". Филологи установили, что полное название статуи означало "живой образ Хафры".

То есть, Сфинкс являлся воплощением царя Хафры с телом царя пустыни и с символами царской власти. Таким образом, в понимании древних египтян Сфинкс представлял собой бога и льва в одном лице, стерегущего свою пирамиду.

На Земле нет и никогда не было статуи, превышающей размерами Большого Сфинкса. Она вытесана из цельной глыбы, остававшейся в карьере, откуда добывали строительный материал для пирамид Хуфу и Хафры. В Большом Сфинксе соединены уникальные технические решения и превосходный художественный замысел.

Мастерам удалось передать внешность фараона достаточно верно, реалистически, не упуская индивидуальных черт его облика (например, большие оттопыренные уши и широкие скулы). Надпись у ног царя свидетельствует о том, что статуя была высечена еще при жизни фараона Хафры.

А это означает, что Большой Сфинкс представляет собой не только самую большую, но и самую древнюю монументальную скульптуру в мире. Расстояние от передней лапы до хвоста статуи составляет более 53 м, ее высота достигает 20 м, ширина лица равна 4,1 м, высота лица - 5 м, от верхушки до мочки уха - 1,37 м, а длина носа - 1,71 м.

В приведенном выше обращении к зрителям Большой Сфинкс преувеличивает свой возраст, однако он вполне мог бы обойтись без этого, поскольку ему уже более 4500 лет.

Великие Пирамиды В настоящее время Большой Сфинкс очень сильно поврежден. Его лицо изуродовано ядрами и долотом, исчез символ власти уррей, от "божественной" бороды остались жалкие обломки, найденные у ног статуи. Ни время, ни пустыня, ни человек не пощадили Сфинкса. Неоднократно его почти полностью засыпало песком.

В XIV веке один фанатичный шейх, выполняя завет Мухаммеда, запрещающий изображать человеческое лицо, повелел уничтожить статую - вот откуда появились безобразные следы от ударов долотом. Мамелюки использовали голову Большого Сфинкса в качестве тренировочной мишени для своих пушек.

Однако, эта уникальная статуя, поражающая человеческое воображение своей величественностью, не подвластна разрушительной силе времени, природы и человека. Сфинкс продолжает стоять на своем месте и сторожить некрополь в Гизе. Нет сомнений, что это грандиозное творение древних египтян будет стоять до тех пор, пока стоят сами пирамиды.

Посмотреть другие  Достопримечательности Египта
Перейти на главную:  
Туризм и отдых в Египте

Предыдущая тема: Площадь Шатле
Следующая тема: Каменоломни Монс Клаудианус
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 19.4.2014 21:44

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 26.9.2017 22:17 , Processed in 0.076742 second(s), 12 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.