Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 992

Александровский парк

leonie Опубликовано: 3.6.2014 11:34 [Скопировать]
Александровский парк Александровский парк.
Александровский парк площадью около 200 гектаров примыкает к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу со стороны парадного плаца (двора). Главный вход в парк расположен напротив Екатерининского дворца; в парк также можно пройти через ворота, расположенные у Александровского дворца, или по дороге, проходящей через Большой каприз.

Александровский парк делится на регулярную часть — Новый сад — и пейзажный парк. Первый создан по проекту Н.Жирара, работами руководили садовые мастера К.Шредер и М.Кондаков. Пейзажный парк расположен на месте бывшего Зверинца (лесного массива для содержания диких зверей) и создан по аналогии с английскими пейзажными парками, пришедшими на смену регулярным. Проект парка создан А.Менеласом и И.Ивановым. Парковую среду заполнили декоративные постройки в духе средневековой готики.

Александровский парк Новый сад.
Новый сад был разбит в 1740-х годах. В него можно пройти через центральный вход по Большому Китайскому мосту, от которого начинается липовая аллея — главная ось Нового сада. Пересечение аллеи с широкой просекой образует крест, который делит Новый сад на четыре равных партера (квадрата) со сторонами в 200 метров и является основой его планировки.

В квадрате слева от Большого Китайского моста расположена куртина «Грибок». Первоначальная планировка правого квадрата почти не сохранилась: во второй половине XVIII века здесь были созданы живописные пруды с полуостровками. Центром третьего квадрата является насыпная гора «Парнас», а композиционным ядром четвертого — Китайский театр. С четырех сторон сад окружен Крестовым каналом, прорытым в 1748–1749 годах.

Автором проекта Нового сада был, вероятно, архитектор Н. Жирар, однако строительство велось уже без его участия; руководили работами садовые мастера К. Шрейдер и М. А. Кондаков. К концу 1750-х годов многое из задуманного в Новом саду оставалось еще не начатым, а вскоре, с утратой интереса к регулярным садам, само стремление осуществить первоначальный замысел в полном объеме исчезло.

В 1792 году рядом с Новым садом началось строительство Нового Царскосельского (Александровского) дворца, которое было поручено архитектору Д. Кваренги. В связи с этим на прилегающей к нему территории были предприняты работы по устройству сада по образцу английских пейзажных парков, вошедших в России в моду в последней трети XVIII века. Создание пейзажной части Александровского парка стало последним значительным этапом парковых работ в царскосельских садах.

Александровский парк Куртина «Грибок». Название куртины «Грибок», расположенной на территории Нового сада, связано с формой беседки, находившейся здесь в конце XVIII — начале XIX века. Первоначально, в середине XVIII века на круглой насыпной площадке, с откосами, отделанными дерном и с лестницами, находилась галерея, состоявшая из соединенных друг с другом «наподобие сот» беседок или «кабинетов», с позолоченными куполками; все это называлось «скарпир».

В 1770-х годах беседки были сломаны, и вместо них установили «резное дубовое дерево» с железной шатровой кровлей, расписанной изнутри «под цвет облаков». Ему на смену пришла скамейка с шатром в виде грибка, разобранная в начале XIX века. Эта своеобразная беседка и дала название куртине. Планировка куртины в целом сохранилась: в центре, на небольшом возвышении, находится круглая площадка, от которой лучами расходятся восемь аллей.

Александровский парк Гора «Парнас». Вьющаяся спиралью дорожка, обсаженная деревьями, ведет на вершину насыпной горы «Парнас». Название ее заимствовано из греческой мифологии: на горе Парнас жили бог Аполлон и музы — покровительницы искусств. Подобные горы конической формы со срезанной вершиной и спускающейся по склонам пологой дорогой, обсаженной кустарником, строились в парках эпохи Возрождения и в регулярных садах XVIII века.

Парнас возвели в 1755 году при расширении и углублении двух ныне исчезнувших прудов и Крестового канала; тогда же на горе были посажены деревья. В 1762 году на ее вершине предполагалось поставить восьмигранную беседку с куполом, однако этот замысел остался неосуществленным.

В 1810-х годах идея постройки на вершине Парнаса павильона возникла вновь, но ни один из проектов, готовившихся П. В. Нееловым, Л. Руской, В. П. Стасовым, В. И. Гесте и П. Ф. Гонзаго, не получил воплощения.

Александровский парк Китайский театр. Слева от входа в Александровский парк, в центре одного из квадратов расположен Китайский театр, или Каменная опера, как его называли во времена императрицы Екатерины II. Первоначально на его месте предполагалось устроить «воздушный театр», то есть театр под открытым небом с дерновыми скамьями.

Проект театра разрабатывался архитектором А. Ринальди, а его строительство в 1778-1779 годах велось под руководством И. В. Неелова, который внес в первоначальный замысел значительные изменения. Сооружение имело вполне европейские черты; архитектурные формы и внешний декор театра отличались относительной простотой: белые стены были украшены пилястрами, широким карнизом и узкими наличниками дверей и окон. Карниз, вероятно, уничтоженный при ремонтных работах в XIX веке, имел сложный рисунок и был разноцветным, и лишь высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами и «стрельчатость» окон и дверей выдавала стремление зодчего создать экзотическую постройку.

Внутреннее убранство Китайского театра отличалось пышностью. Центральная ложа, портал сцены, плафон — все было украшено фигурами китайцев, драконами, щитами со знаками зодиака и другими элементами восточного декора. Интерьер оживляли колокольчики, бусы, подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона с подложкой из блестящей фольги. В центральной императорской и двух боковых великокняжеских ложах находились подлинные произведения китайского искусства: декоративные лаковые панно, фарфор, мебель. В 1779 году известный художник-декоратор И. Крист расписал занавес оранжевого шелка сценками и пейзажами в «китайском вкусе».

13 июня 1779 года на сцене Китайского театра состоялся первый спектакль. Композитор Д. Паизиелло представил Екатерине II оперу «Дмитрий Артаксеркс». 16 августа была исполнена его же опера «Идол китайский». Спектакли продолжались летом 1780 и 1781 годов. При Екатерине II летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными. В XIX веке в театре наступило затишье; лишь изредка двор императора Николая I присутствовал здесь на представлениях приезжих актеров. Так, летом 1830 года состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг.

Театр снова ожил в конце XIX столетия: в 1892 году здесь впервые поставили пьесу Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», а в 1893 году ученики Николаевской гимназии исполнили трагедию Софокла «Царь Эдип». В 1902 году в связи с приездом в Россию президента Франции Э. Лубе в театре был поставлен парадный спектакль, для чего в здании устроили электрическое освещение. В начале 1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра «Мессинскую невесту» Ф. Шиллера и «Принцессу Грезу» Э. Ростана. Специально для императора Николая II здесь выступал знаменитый театр пародий «Кривое зеркало».

В 1908–1909 годах под руководством придворного архитектора С. А. Данини был произведен капитальный ремонт здания. Сцену XVIII века переоборудовали по последнему слову техники для постановки больших оперных и балетных спектаклей. Усовершенствованная система отопления позволила использовать летний театр в течение всего года. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, деятельность Китайского театра надолго прекратилась; спектакли возобновились лишь летом 1930 года.

15 сентября 1941 года при обстреле города Пушкина уникальное сооружение полностью выгорело изнутри и осталось без крыши.

Александровский парк Драконов мост. Характерное для всего XVIII века увлечение Китаем нашло отражение не только в садовых зданиях, но и в пяти мостах Нового сада, переброшенных через Крестовый канал, — Драконовом, Крестовом Большом и Малых китайских.

Драконов мост, называвшийся в документах конца XVIII века мостом «с чудовищными фигурами», был построен в 1785 году по проекту Ч. Камерона на аллее, ведущей от дворца, перед входом в Зверинец. Его украшают четыре выразительные фигуры крылатых драконов, установленные на гранитных пьедесталах. Фигуры драконов полны экспрессии, их лапы вытянуты вперед, хвосты изгибаются крутыми петлями. Первоначально, при строительстве моста в царствование императрицы Екатерины II, фигуры были выполнены из известняка; ныне существующие чугунные драконы отлиты в 1860 году по моделям скульптора И. Шварца.

Александровский парк Большой китайский мост. Построенный по проекту Ч. Камерона одновременно с Драконовым Большой Китайский мост расположен у центрального входа в Александровский парк перед парадным плацем у Екатерининского дворца.

Мост выполнен из розового гранита; его ограждение состоит из 13-ти гранитных ваз и 4-х постаментов с каждой стороны моста. Из ваз ниспадают и переплетаются кованые ветви розовых кораллов, а на постаментах располагаются раскрашенные фигуры китайцев с фонарями.

В 1860-х годах первоначальные известняковые фигуры китайцев окончательно обветшали и были заменены на цинковые, полихромно раскрашенные и изготовленные на заводе «Генке, Плеске и Моран». Работы проводились под наблюдением придворного архитектора И. А. Монигетти. Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были воссозданы по фотографиям к 2011 году.

Александровский парк Крестовый мост. 26 мая 1776 года В. И. Неелов получил распоряжение императрицы «построить в селе Царском, в Новом саду через канал и к Капризу, каменную Китайскую беседку на арках, на четыре всхода», облицованную малиновым, желтым и голубым глазурованным кирпичом. Проект моста зодчий заимствовал из популярного в это время альбома английских архитекторов В. и Д. Халфпенни «Rural architecture in Chinese Taste» («Сельская архитектура в китайском вкусе»). Хотя замысел не был оригинальным, его детальная разработка и осуществление потребовали от исполнителей большого мастерства. В. И. Неелов, начавший постройку, и его сын И. В. Неелов, закончивший ее в 1779 году, блестяще справились со сложной задачей.

Крестовый мост расположен на углу Крестового канала слева от входа в парк. Несмотря на небольшие размеры, мост кажется монументальным благодаря хорошо найденным пропорциям. Мощные, сильно изогнутые полуарки смыкаются и образуют площадку. На ней построен восьмиугольный павильон, облицованный цветными глазурованными кирпичами, некогда изготовленными фабрикантом А. Конради. Стены павильона прорезаны высокими стрельчатыми окнами. Изогнутая «китайская» крыша была расписана «под рыбью чешую» и увенчана шпилем с нанизанными на него шарами. К павильону ведут широкие гранитные лестницы из двадцати трех ступеней каждая. Круглые площадки у основания лестничных маршей выложены двухцветными мраморными плитами. Под верхней площадкой над водой, свисает «гирька», или «глобус», как называли в XVIII веке это оригинальное украшение.

Александровский парк Малые китайские мосты. Малые Китайские мосты расположены на Крестовом канале на двух поперечных аллеях, идущих от Александровского дворца к Большому капризу. Первоначально здесь были деревянные мосты, построенные по проекту Ч.Камерона в 1781 году: портики на колоннах, поддерживали изогнутые кровли, расписанные «наподобие рыбьей чешуи». На них было установлено двенадцать жестяных позолоченных флюгеров. Стволы колонн украшала роспись в виде цветочных гирлянд, а потолок, торцы кровель и перила были декорированы «на китайский вкус». В 1786 году старые мосты заменили металлическими, но по образцу прежде бывших деревянных камероновских Работами по их изготовлению на Сестрорецких оружейных заводах руководил архитектор К. Шпекле.

Эти два моста близки по композиции, но отличаются деталями. Их береговые устои облицованы гранитом, фигурные железные перила упираются в литые чугунные тумбы, над которыми возвышаются декоративные вазы. Китайский характер мостам придают портики из парных колонн с фигурными кровлями из листового железа.

Колонны одного моста украшает рельефная «плетенка», стволы колонн другого покрыты узорными листьями. Кровли над портиками были увенчаны букетами и китайскими зонтиками. Большую роль в оформлении мостов играла полихромная роспись, изображавшая китайцев и драконов. Мосты восстановлены в 2011 г.

Александровский парк Китайская деревня. За Крестовым каналом располагается Китайская деревня, строительство которой в середине 1780-х годов начал архитектор Ч. Камерон. Ее замысел и первоначальный проект принадлежал, вероятно, как В.И. Неелову, так и А. Ринальди).

Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке не была нова. В XVIII веке подобные постройки возникли в Швеции (в парке королевского дворца Дроттнингхольм близ Стокгольма), в Германии (в Вильгельмсхее близ Касселя) и других местах.

Сегодня судить о замысле Китайской деревни, сложившемся в 1770-х годах, можно лишь по сохранившимся чертежам. Многое из первоначально задуманного не было осуществлено, а в XIX веке облик деревни претерпел при перестройках значительные искажения.

Композиционным центром ансамбля должен был стать восьмиугольный павильон-обсерватория, проект которого до мельчайших декоративных деталей фасада был заимствован из гравированного изображения китайской пагоды, опубликованного в альбоме, изданном в Амстердаме в 1669 году. Восьмиугольную площадь и улочку, ведущую к «обсерватории», должны были составить 18 домиков в «китайском» стиле, окруженные галереями. На въезде со стороны Большого каприза предполагалось поставить «китайские» ворота. В качестве высотной доминанты была задумана восьмиярусная башня-пагода, ей отводилась роль бельведера. В качестве образца башни через русского посла в Лондоне была заказана модель знаменитой пагоды, возведенной в королевском парке Кью У. Чемберсом — единственным архитектором XVIII века, побывавшим в Китае.

Строительство Китайской деревни началось через десять лет после разработки ее проекта. Из 18-ти одноэтажных домиков удалось полностью отстроить только 10; здание обсерватории не получило задуманного восьмиугольного двухъярусного фонарика с китайской кровлей; галереи, входные ворота и пагода так и остались в проекте. Роль бельведера играл Большой каприз, из беседки на вершине которого можно было обозревать царскосельские парки.

Первоначально стены домиков были облицованы глазурованной фаянсовой плиткой, изготовленной на фабрике А. Конради в Красном Селе, однако при первых же морозах плитка потрескалась, и в 1780-х  годах Ч. Камерон распорядился оштукатурить здания и расписать их восточными орнаментальными мотивами. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов. Этот нарядный декор сохранялся в неприкосновенности недолго и был частично утрачен при перестройке, проводившейся в 1820-х годах под руководством архитектора В. П. Стасова.

Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне были окончательно прекращены. В 1798 году император Павел I отдал приказ о разборке домиков на материал для Михайловского замка в Санкт-Петербурге. К счастью, это распоряжение не успели выполнить.

В 1817–1822 годах после ремонтных работ домики были превращены в квартиры: В. П. Стасов соединил их попарно и перепланировал внутри, приспособив под жилье. Недостроенный павильон-обсерватория был завершен сферическим куполом, сохранявшимся до 1941 года. Одновременно А. Менелас разбил возле домиков 17 садиков. Дальнейшее приспособление домиков проводил в середине XIX века  архитектор И. Монигетти.

В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. Снаружи возле каждого домика цвели садики, а внутри они были удобно обставлены: в убранство входили кровать, столик, комод для белья и платья, письменный стол с необходимыми принадлежностями, а также самовар, чайный и кофейный приборы. В Китайской деревне довольно часто жил с весны и до глубокой осени выдающийся русский историк Н. М. Карамзин, в 1822–1825 годах работавший здесь над многотомной «Историей государства Российского», которая осталась незавершенной в связи со смертью писателя 22 мая 1826 года.

В настоящее время Китайская деревня полностью восстановлена. Домики вновь используются как гостевые и жилые апартаменты.

Александровский парк Большой каприз, Малый каприз. Екатерининский и Александровский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая  получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам.

Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».

Существует, впрочем, и другая версия. У Большого каприза помещалась в XVIII веке гауптвахта со шлагбаумом; здесь находился въезд в резиденцию, к Большому Царскосельскому дворцу, и отсюда же выезжали на главные тракты Царского Села, по которым Екатерина II часто каталась во время пребывания в летней резиденции. Утверждали, будто бы, проезжая гауптвахту, императрица имела обыкновение приказывать кучеру, в каком направлении ехать, и потому сама называла, смеясь, этот пункт «своим капризом». Известно, что Екатерина II (как и Елизавета Петровна) никогда не объявляла заранее о своем отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее всего.

Архитектурный замысел Большого и Малого капризов принадлежал В. И. Неелову, который вместе с инженером и архитектором И. Герардом возвел их в 1770–1774 годах.

Большой каприз имеет грандиозную арку шириной более пяти и высотой более семи метров. Вторая, меньшая по размерам, арка сооружена рядом, в земляной насыпи. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка: восемь колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую «китайскую» кровлю.

Дважды повторенное в ансамбле название «каприз» очень показательно, так как раскрывает смысл всего комплекса «китайских» сооружений на территории Александровского парка: приезжающий в Царское Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий темный туннель, за которым открывалась панорама причудливых построек Китайской деревни, а впереди, в перспективе, был виден Малый каприз. Этот непривычный мир «капризов», во всем отличающийся от черт обыденной жизни, служил своего рода подготовкой к восприятию Большого Царскосельского дворца и окружающих его садов.

Александровский парк Пейзажный парк.
Еще при первой хозяйке Царского Села участок естественного леса, расположенный за «каменными палатами» Екатерины I, огородили и устроили в нем Зверинец, в котором содержались дикие звери для царской охоты.

В середине XVIII века Зверинец был обнесен каменной стеной с бастионами на углах, в двух из которых были построены увеселительные павильоны-люстгаузы. В центре Зверинца С. И. Чевакинский возвел охотничий павильон «Монбижу» (от франц. mon bijou — моя драгоценность), окончательно отделанный как снаружи, так и внутри по чертежам и под руководством Ф.-Б. Растрелли. Между дворцом и Зверинцем был распланирован регулярный Новый сад, пересеченный крестообразно расположенными аллеями и окруженный Крестовым каналом.

В 1790-х годах к северо-востоку от регулярного Нового сада началось устройство парка при строившемся Александровском дворце. Сад в пейзажном стиле, с тремя прудами и насыпными холмами, создавался Д. Бушем Младшим, в 1810-х годах работы были продолжены П. В. Нееловым и Д. Менэрсом, а с 1817 года перешли к архитектору А. А. Менеласу, которому было поручено создание нового обширного парка на месте Зверинца. Помощником А. А. Менеласа стал садовый мастер Ф. Лямин.

В 1819–1826 годах были снесены каменные стены, на юго-западе и северо-востоке были добавлены новые обширные территории, на которых устроили пруды и высадили деревья. Естественный лес на территории Зверинца был превращен в парк с расширенной сетью дорог, первоначально созданной Д. Бушем.

А. А. Менелас за короткое время построил в новом парке целый комплекс неоготических зданий: Белую башню, Шапель, Арсенал, Ламский павильон, Пенсионерную конюшню и ряд других.

Наконец, в середине XIX века к императорским паркам был присоединен Баболовский парк, получивший название Нового парка Уже в начале XX столетия на северо-восточной территории Александровского парка от дворца до Египетских ворот Вырос целый комплекс построек в неорусском стиле: Феодоровский городок, Феодоровский собор, Ратная палата, казармы и конюшни Конвоя, царский вокзал, а также необычное по новизне здание императорского гаража.

Александровский парк Шапель. В 1825–1828 годах на окраине Александровского парка появился павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.

Сооруженная по проекту А. А. Менеласа, Шапель представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющей их широкой арки. В качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, были исполнены В. И. Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), создал по заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны немецкий скульптор И.-Г. фон Даннекер.

Здание Шапели пострадало в годы войны и в настоящее время находится в стадии консервации.




Александровский парк Белая башня. В стороне от главной оси пейзажной части Александровского парка расположен комплекс сооружений, навеянных образом средневекового рыцарского замка. В него входят Ворота-руина — две башни с воротами между ними, Белая башня — «донжон» высотой 37,8 метра, а также ров и вал, увенчанный кирпичным бруствером.

Комплекс был сооружен в 1821–1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для детей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина, которые занимались здесь военными и гимнастическими упражнениями; на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца А. И. Зауервейда (1783–1844), который давал императорским детям уроки рисования и живописи.

Кроме того, по проекту воспитателя наследника Александра Николаевича, выдающегося русского поэта В. А. Жуковского (1783–1852), рядом с Воротами-руинами возвели предмостное укрепление — земляную крепость, в плане повторяющую восьмиконечную звезду (согласно фортификационному учению выдающегося французского инженера XVII столетия, маршала Франции С. Вобана).

Внутри Белой башни одна над другой располагались комнаты: в первом этаже — столовая и буфетная, во втором — гостиная, в третьем и четвертом — кабинет и спальня, в пятом — гардеробная и библиотека. Завершался павильон открытой площадкой, с которой открывался прекрасный вид на окрестности Царского Села.

В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: росписи исполнили Д.-Б. Скотти и В. Брандуков, мебель изготовили придворные поставщики братья Гамбс, паркеты выполнил мастер М. Знаменский.

Фасады башни украшают чугунные скульптуры, отлитые на Александровском заводе по моделям одного из представителей блестящей плеяды русских скульпторов первой половины XIX века В. И. Демут-Малиновского (1779–1846). Четыре чугунных льва на террасе изготовлены по моделям К. Ландини.

В годы Великой Отечественной войны Белая башня подверглась почти полному разрушению: сохранилась лишь нижняя часть здания. Восстановление памятника началось в 1990-х годах; в настоящее время в павильоне расположился интерактивный центр музея-заповедника.

Александровский парк Арсенал. В центре бывшего Зверинца на территории Александровского парка, на месте охотничьего павильона Монбижу, в 1819 году по проекту А. А. Менеласа началось строительство павильона Арсенал, завершившееся уже после смерти зодчего, в 1834 году; отделку интерьеров закончил архитектор А. А. Тон.

О внутреннем убранстве уникального павильона мы можем судить по акварелям, выполненным художником А. Рокштулем, работавшим над ними в течение двадцати лет. Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна с подлинными средневековыми витражами, приобретенными в Европе, впечатляющие «готические» украшения. Центральное место занимал восьмиугольный «Зал рыцарей», расположенный на втором этаже, в котором размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей императору Николаю I. В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединенные какой-либо темой. В прихожей стояли, создавая иллюзию караула, манекены в доспехах; в Албанской комнате были представлены ценнейшие предметы из императорского собрания японского, китайского, персидского и турецкого оружия; у лестницы гостей встречала группа, изображавшая посвящение в рыцари; в кабинете можно было видеть великолепные испанские, итальянские и немецкие шпаги; в библиотеке размещалось огнестрельное оружие.

В 1883 году по воле императора Александра III лучшая часть собрания была передана в Императорский Эрмитаж, где ныне частично экспонируется в Рыцарском зале.

Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. В настоящее время создан проект возрождения памятника; после реставрации в Арсенале планируется разместить сохранившуюся часть коллекции оружия императора Николая I в рамках совместной с Государственным Эрмитажем экспозиции.

Александровский парк Пенсионерная конюшня. На территории бывшего Зверинца, недалеко от северной границы Александровского парка, расположено здание Пенсионерной конюшни.

В январе 1826 года император Николай I повелел перевести восемь верховых лошадей «Собственного седла императора Александра Павловича», доживавших свой век «на пенсионе» в конюшнях Санкт-Петербурга, в Царское Село, где им должны были отвести помещение. Летом предполагалось приготовить для них конюшню на Ферме, но в 1827–1829 годах из-за недостатка там места по проекту архитектора А. А. Менеласа было выстроено особое здание, названное Пенсионерной конюшней.

Двухэтажный павильон с круглой лестничной башней-бельведером, двумя трехгранными эркерами и одноэтажной пристройкой возведен из кирпича в стилистике английской готики. Внизу находилась конюшня на восемь стойл и небольшое помещение для хранения конских уборов, за которым со временем закрепилось название «музей». В верхнем этаже располагались квартиры смотрителя и конюхов. На закрытом дворе размещались деревянные хозяйственные постройки, не дошедшие до наших дней. Часть клеверного луга к западу от здания конюшни была превращена в пастбище для лошадей.

Александровский парк Кладбище лошадей. Недалеко от южного фасада здания Пенсионерной конюшни и нашли свое последнее прибежище лошади «Собственного императорского седла». Ряды каменных плит с высеченными на них надписями указывают места погребения любимых коней русских императоров от Александра I до Николая II. Первые захоронения появились здесь в 1830-х годах, последние были сделаны незадолго до революции 1917 года.

Всего на кладбище насчитывается более 110 могил. Здесь лежат Лами, конь императора Александра I; Флора, носившая императора Николая I; конь Коб, на котором император Александр III объезжал войска, и другие.

В настоящее время на территории Кладбища лошадей ведутся реставрационные работы.

Александровский парк Руины Ламского павильона. К западу от павильона «Арсенал», у Ламского пруда видны руины Ламского павильона, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.

Павильон был построен в 1820–1822 годах А. А. Менеласом специально для содержания лам, присланных в подарок императору Александру I из Южной Америки. Помимо конюшни и манежа для животных здесь были устроены склад фуража и квартиры для обслуживающего персонала. Все эти здания были связаны между собой и составляли вместе с замкнутым внутренним двором единый квадратный в плане комплекс.

Доминантой ансамбля являлась высокая трехъярусная башня с рустованными углами и характерным зубчатым парапетом, в которой располагались жилые покои. Башня возвышалась над зданием, к противоположному углу которого И. А. Монигетти пристроил в 1860 году Фотографический кабинет. Некоторое время фотограф Ш. Бергамаско и великие князья использовали его как фотолабораторию.

При императоре Николае II в манеже содержались лани, привезенные в 1907 году из Южной Монголии. В помещениях для обслуживающего персонала в начале XX века были устроены квартиры для парковых сторожей.

Александровский парк Комплекс фермы. В северной части Александровского парка расположены Императорская ферма и обширный участок земли, предназначавшийся некогда для выпаса скота.

Комплекс фермы был возведен А. А. Менеласом в 1818–1828 годах и состоял из Павильона высочайшего присутствия, Молочни, Коровника, сараев для мериносов, Дома смотрителя и других строений На лугах парка, примыкающего к комплексу Императорской фермы, пасли скот.

Ферма была учреждена не только для обслуживания императорского двора; на нее возлагалась задача отбора лучших пород скота для всего российского животноводства. В 1822 году с этой целью были выписаны быки и коровы тирольской, швейцарской, английской, голландской, холмогорской и малороссийской пород, а также 100 мериносов из Троппау, однако из-за болезней уже в середине 1820-х годов почти весь привезенный скот пал, и тогда было принято решение разводить на ферме только чистопородные холмогорские породы. В 1860–1880-х годах попечительство над этим хозяйством принял на себя великий князь Николай Николаевич, вновь возобновивший выписку скота различных пород и продажу телят. После многочисленных экспериментов к началу XX века удалось постоянно получать и продавать приплод, молочные продукты использовать для нужд Высочайшего двора, а излишки (с разрешения начальника Дворцового управления) продавать всем желающим.

В многочисленных флигелях на территории фермы располагались службы и квартиры ветеринарного врача и скотников. В Молочне –– одном из двух павильонов, выходивших в сторону парка, находились большой ледник и маслобойня. Другой павильон, состоявший из двух гостиных, столовой, кухни и четырех диванных комнат наверху, еще в начале XX века сохранялся в том виде, каким создал его (на случай посещения фермы высочайшими особами) архитектор А. А. Менелас.

В настоящее время из построек Императорской фермы лучше всего сохранились здание Коровника и Дом смотрителя, сооруженный из красного кирпича. Средняя часть его фасада декорирована небольшими восьмигранными «готическими» башенками; треугольный щипец, венчающий фасад, и башни украшены зубчатым парапетом. Фасад здания прорезан высоким стрельчатым окном, щипец — небольшим круглым окном-люкарной.

Ныне на территории бывшей Императорской фермы располагается Конный комплекс музея-заповедника.

Александровский парк Детский домик. Недалеко от Александровского дворца, на островке, расположенном в центре пруда, находится Детский домик — небольшой павильон, построенный по проекту архитектора А. М. Горностаева в 1830 году для детей императора Николая I. Домик состоял из гостиной и четырех небольших комнат, отделанных довольно просто. До Великой Отечественной войны в них сохранялась детская мебель, обтянутая в комнатах великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II) кожей, а в комнатах его сестер Марии, Ольги и Александры — кретоном.

Перед домиком был установлен мраморный бюст воспитателя Александра Николаевича К. К. Мердера, а справа от домика, у «Мыса доброго Саши» — мраморный бюст поэта В. А. Жуковского, который также участвовал в воспитании наследника русского престола.

В XIX веке на остров можно было приплыть на небольшом пароме, а в конце столетия — и на лодке, через шлюз, построенный в 1898 году.

Во второй половине XIX века на острове были захоронены несколько любимых императорских собачек. Места захоронений отмечали небольшими надгробиями, два из которых сохранились до наших дней.

В настоящее время Детский домик находится в стадии консервации.

Александровский парк Ратная палата. В 2008 году здание Ратной палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны. Сегодня мы  обращаемся ко всем соотечественникам, где бы они ни жили, с просьбой помочь нам в сборе экспонатов будущего музея.

В 1911 году Елена Андреевна Третьякова, вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев. Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата». Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой. Значение дара замечательной собирательницы и созданного ею музея сегодня получили совершенно новое звучание.

Более двух десятилетий императорская семья жила в Александровском дворце Царского Села. Это неминуемо повышало статус небольшого городка, превращая его практически во вторую столицу государства.

Еще до начала Первой мировой войны по инициативе Государя здесь было начато широкомасштабное строительство административных и общественных зданий, храмов, казарм, составивших целый ансамбль, выдержанный в псевдорусском стиле. Этот стиль появляется на рубеже столетий как результат повышенного интереса к средневековой истории России и как попытка соединения прагматических ценностей века XX с благочестивой Святой Русью.

Частью этого комплекса и, пожалуй, главным, после соборов, духовным центром должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии 3 мая 1913 года. Она была задумана как пантеон воинской славы Отечества – музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи России в войнах с неприятелем с древних времен.

В центре комплекса зданий находился внутренний двор, который предназначался для хранения военно-исторических трофеев.

С началом Первой мировой войны было принято решение разместить в Государевой Ратной палате галерею Георгиевских кавалеров и представить трофеи, привезенные с фронта. Так постепенно Ратная палата превратилась в музей Великой войны.

24 июня 1915 года в Петрограде, в манеже Адмиралтейства, была открыта выставка трофеев Первой мировой. Выставка состояла из нескольких отделов. Один из них назывался «Отдел Е.А. Третьяковой. (Собрано для Царско-Сельского музея)». Он включал более сотни наименований: произведения изобразительного искусства и документы, фотографии и предметы снаряжения германских и австрийских солдат.

Особую часть коллекции, подаренной для будущего музея Е.А. Третьяковой и выставленной в Адмиралтействе, составили вещи, подобранные на полях брани сразу после окончания сражений. В их число входили карты, фотографии, документы, книги, предметы германской и австрийской амуниции и снаряжения, оружия и даже подбитый русскими войсками цеппелин.

В 1915 году начальник Царскосельского Дворцового правления князь М.С. Путятин согласно воле императора запросил в войсках материалы для музея. Мастера кисти создали около 500 портретов георгиевских кавалеров на холстах размерами 39×30 см по фотографиям и описаниям сослуживцев.   В новый музей принимались портреты солдат и офицеров Русской императорской армии, заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный бант (с 1-й по 4-ю степень) георгиевских медалей.

Особо ценные военные трофеи доставлялись в Царское Село для представления самому императору. Многие из таких трофеев оставлялись в Царском Селе для Ратной палаты.

В феврале 1917 года было завершено возведение всего комплекса зданий и создана экспозиция. Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов открыл свои двери для посетителей. К сожалению, его работа продолжалась недолго, и в 1918 году музей был закрыт. В годы революционных свершений некоторые экспонаты музея были вывезены из Царского Села, рассредоточены по государственным хранилищам, некоторые уничтожены.

В 2008 году здание Ратной Палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.

Музеи наиболее наглядно и эмоционально передают ощущение эпохи, что и делает их главным фактором воспитания будущих поколений. Древние латиняне оставили нам в назидание множество истинных мудростей. Одна из них: «Пара беллюм» – «Помни о войне», подразумевает, что потерявший историческую память народ перестает быть народом.

Другие объекты Музея-заповедника «Царское Село»
Посмотреть другие  
Музеи Санкт-Петербурга
Перейти на главную:  
Туризм и отдых в Санкт - Петербурге

Предыдущая тема: Александровский дворец
Следующая тема: Отдых в центральном Крыму
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 3.6.2014 11:34

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 20.7.2018 16:01 , Processed in 0.072758 second(s), 14 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.