Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 1142

Усадьба Спас-Каменка

polya Опубликовано: 16.6.2014 13:09 [Скопировать]
Усадьба Спас-Каменка Усадьба Спас-Каменка.
Село Спасское на реке Каменке, впоследствии Спас-Каменка, с 1745 г. принадлежало кн. П. Ю. Трубецкой, жене гр. П. С. Салтыкова, известного деятеля елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршала и главнокомандующего в Семилетней войне. В 1764 г. П.С. Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и занимается благоустройством своих имений. 16 мая того же года было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшавшей деревянной церкви в селе Спасском и о постройке новой каменной. Рапортом из Духовной консистории перестройка церкви была разрешена.

По описи 1659 года Дмитровского уезда, в селе Спасское на реке Каменке во владениях окольничего Федора Кузьмича Елизарова числятся деревянные церкви: Спаса Преображения с приделами Смоленской Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, теплая (зимняя) во имя Рождества Богородицы с приделами святителя Николая и св. Александра Свирского. Отдельно от церкви располагалась деревянная звонница с колоколами.

Усадьба Спас-Каменка Церковь Преображения Господня в Спас-Каменке.
В 1674 году новым вотчинником князем М.Я.Черкасским была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь на пустовой старой оброчной земле. После 1724 года село Спасское, впоследствии Спас-Каменка, с деревнями принадлежало графу П.С.Салтыкову, известному деятелю елизаветинской эпохи, генерал-фельдмаршалу и главнокомандующему в Семилетней войне, а с 1745 года - княгине П.Ю.Трубецкой, жене П.С.Салтыкова. В 1764 году П.С.Салтыков, назначенный московским генерал-губернатором, переезжает на жительство в Москву и занимается благоустройством своих имений. В этом же году, 16 мая, было подано прошение в Дмитровское духовное правление о ремонте старой обветшалой деревянной церкви в селе Спасском и постройке новой, каменной. Строительство каменной церкви относится не ранее как к 1770-1771 гг., о чем свидетельствуют клейма на кирпичах коренной кладки здания ("1770" - в кладке свода храма, "1771" - в кладке колокольни). Задержка в окончательной отделке храма могла быть вызвана смертью заказчика - П.С.Салтыкова - в 1772 году. В конце 19 века под трапезной был устроен подвал для калориферного отопления. На кладбище возле церкви был похоронен действительный статский советник И.П.Бестужев-Рюмин, родной брат декабриста М.П.Бестужева-Рюмина. В 1901 году по прошеню причта сельца Спас-Каменка Дмитровского уезда утверждён проект ограды с вратами вокруг храма. В советское время храм подвергся разорению.

По клеймам на кирпичах коренной кладки здания церкви датировка строительства определена 1770—1771 гг. («1770» — в кладке храма, «1771» — в кладке колокольни), а время окончания строительства и ее освящения — 1774 г.
Церковь расположена на краю села, на берегу небольшого пруда. С южной стороны сохранилось несколько надгробий второй половины и конца XIX в.

Церковь сложена из кирпича размером 26 (25,5) х 12 (12,5; 11) х 6 (6,5) см системой русской (верстовой) кладки с одинарной подрезкой шва, снаружи и внутри оштукатурена. На фасадах видны следы желтой и голубой краски.
Здание, декорированное в стиле раннего классицизма, имеет продольно-осевую композицию и состоит из бесстолпного безапсидного храма в виде вытянутого по продольной оси четверика небольшой трапезной и невысокой двухъярусной колокольни.

Церковь Преображения Господня в селе Спасском на речке Каменке впервые упоминается в Писцовых книгах Дмитровского уезда 1627/28 г. Село находилось в вотчине Н.Н. Беглецова, которую он приобрел по закладной памяти у Афанасия Боброва. В описании шатровая церковь с приделами Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы отмечена «без пения», то есть службы в ней на момент составления документа не было. Отсутствовал церковный причт иконы и утварь, а отмежеванная церковная земля сдавалась в оброк разным лицам.

Никита Беглецов построил в селе Спасском две церкви – холодную Преображения Господня с приделами Богоматери Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи и теплую Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и преп. Александра Свирского, снабдил утварью и учредил причт в составе священника, дьячка и пономаря. Из описи 1658 г. видно, что в Преображенской церкви находилась местночтимая икона Преображения Господня, обложенная серебром. На особое почитание образа указывают приклады – «9 золотых, два креста – один яшмов, другой серебреной».
В том же году Спасское было отказано в вотчину окольничему Ф.К. Елизарову, который продал ее князю Я.К. Черкасскому. Его внук князь A.M. Черкасский в 1727 г. заложил село своей родственнице княгине П.Ю. Трубецкой, вышедшей замуж за П.С. Салтыкова. В первой половине XVIII в. в селе была только одна церковь – Преображения Господня.
Около 1770 г. П.С. Салтыков вместо деревянной закладывает каменную церковь Преображения Господня. Храмозданная грамота была выдана помещику в 1764 г., но строительство по неизвестным причинам было отсрочено на шесть лет. На год закладки церкви указывают клейма с датой на кирпичах («1770» — в кладке нижних частей храма, «1771» — в верхнем ярусе колокольни). Подобные кирпичи с датой в клеймах применялись при строительстве зданий известного имения П.С. Салтыкова – Марфино, расположенной неподалеку от Спас-Каменки. Например, они встречены в стенах так называемых «псарен» – двух парных флигелей, расположенных при въезде в усадьбу. Вероятно, П.С. Салтыков, задумавший перестройку Марфина в камне, устроил поблизости от села кирпичное производство, продукция которого использовалась не только для подмосковной резиденции, но и построек в ближайшей дмитровской вотчине. Судя по датированным клеймам строительство Преображенской церкви велось, как минимум, два сезона, по крайней мере, столько продолжались каменные работы. Вряд ли кирпич, изготовленный в 1770 или 1771 г. был складирован в течение нескольких лет – он шел исключительно на нужды марфинских построек,    поэтому   количество изготовленного материала несомненно включало в себя и число   предназначенное дл постройки церкви в ближайшей вотчине.

Перед нами один из немногочисленных примеров перемещения кирпича для провинциальных строек на значительное расстояние от места изготовления. С древности и до середины XIX в. вне крупных городов практиковалось его изготовление и обжиг вблизи строительной площадки возводимого здания, для обслуживания которой устраивались кирпичные заводы, рассчитанные только на количество материала потребляемое данной стройкой. Исключение составляли крупные поселения, где каменное строительство не прекращалось ни на сезон (Москва, Санкт-Петербург, губернские центры), поэтому уже в XVII-XVIII вв. там уже имелось кирпичное производство промышленных масштабов.

По сведениям Е.Н. Подъяпольской, Преображенская церковь освящена в 1777 г. Столь продолжительные сроки – с момента выдачи храмозданной грамоты до начала постройки (с 1764 по начало 1770-х гг.) и до освящения храма могут свидетельствовать о второстепенном внимании П.С. Салтыкова, занятого украшением Марфина, к каменному строительству в селе Спасском. По-видимому, уже во второй половине XVIII в. в помещичьей усадьбе жили только дворовые люди, а село рассматривалось как своего рода хозяйственный филиал марфинской вотчины. Поэтому возведение небольшой, компактной каменной церкви было рассчитано только на приход села и ближних деревень и характеризует его небольшие размеры. Кроме самого села Спасского в него входили деревни Тефаново, Трутнево, Лупаново и Зараменье, принадлежавшие Салтыковым, а также расположенное поблизости сельцо Хорошилово Нееловой.

В течение XVIII – XIX вв. серьезных изменений облика Спасской церкви не происходило, чем объясняется минимальное количество документальных свидетельств на этот счет. В 1794 г. по прошению сына П.С. Салтыкова Ивана Петровича получено разрешение вместо ветхой деревянной кровли покрыть храм железом и черепицей (главы?).
По резолюции митрополита Филарета (Дроздова) в 1829 г. в Спасской церкви устроено печное отопление, что позволяли небольшие размеры здания. По-видимому, около этого времени была произведена реконструкция интерьера – разобрана кирпичная алтарная преграда и устроен новый иконостас и надпрестольная сень в стиле ампир, известные по фотографиям 1930-х гг.

В начале XX в. вокруг Преображенской церкви построена прямоугольная в плане ограда с каменными столбами и металлическими решетками (проект 1911 г.). По проекту 1911 г. реконструирована система отопления. Вместо расположенных в интерьере печей была устроена котельная, для которой под трапезной был устроен подвал с входом на южном фасаде. К южной стене была пристроена дымовая труба.

Преображенская церковь была закрыта во второй половине 1930-х гг. и некоторое время здание использовалось для нужд местного колхоза. В 1950-х гг. с крыши памятника снята значительная часть металлической кровли, что послужило причиной его дальнейшего разрушения, около этого времени была полностью разобрана ограда начала XX в. Через два десятка лет мы видим Преображенскую церковь уже в руинированном состоянии, в котором она находится и в настоящее время.

Нижний ярус колокольни, представляющий открытую паперть, трапезная и храм с одним ярусом окон образуют единый объем, завершенный общим карнизом. Все части здания объединяет и общий декоративный мотив обработки стен вертикальными филенками, в которых помещены окна с подоконными и надоконными рельефными «досками». Окна имеют плоские ленточные белокаменные наличники.

Из общего объема храм выделяется благодаря высокому лотковому своду (на сегодняшний день наполовину разрушенному), который покрывала железная кровля, устроенная по деревянной обрешетке. Судя по фотографиям 50-х гг. XX столетия, свод завершался глухим квадратным в плане деревянным барабаном с полуглавием и миниатюрной    фигурной главкой. Благодаря тому, что алтарь включен в объем храма, последний приобрел вытянутый план, дополнительную, четвертую, ось проемов и смещение дверей на крайнюю западную ось. Вследствие этого боковые фасады храма получили метрическое членение филенками без выделения центральной оси.

Отсутствие отдельного алтарного помещения определило оригинальное композиционное своеобразие церкви, так же своеобразно решение колокольни, квадратный ярус звона которой поставлен над прямоугольной папертью, опираясь на стену трапезной, западную стену паперти и перекинутые между ними подпружные арки. К «звону» ведет винтовая деревянная лестница, устроенная в северо-западном пилоне паперти. В нескольких окнах здания остались металлические решетки из вертикальных прутьев, фрагменты больших каменных плит пола есть в алтарной части церкви. Живопись в интерьере сохранилась очень небольшими фрагментами.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЙ
Памятник архитектуры — Преображенская церковь в с. Спас-Каменка представляет собой бесстолпный, безапсидный кирпичный храм в виде вытянутого вдоль продольной оси четверика, с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней. Храм и колокольня возведены в 1770—1771 гг., судя по клеймам на использованных к кладке стен кирпичах. Декор храма выполнен в стиле раннего классицизма. Имеет выделение филенками по фасадам основного объема, в которых размещены оконные и дверные проемы. Над дверными и оконными, под оконными проемами располагаются декоративные «доски». Колокольня украшена б.к. розетками, б.к. замковыми камнями (1 ярус), б.к. плиты заложены в углах венчающего карниза колокольни. Церковь выложена из красного полнотелого кирпича верстовой кладкой.
Произведенные исследования памятника показали следующее.
Храм и колокольня возводились в течение 1770—1771 гг., о чем свидетельствуют клейма на кирпичах храмовой части, трапезной и колокольни. Закладка окна южного фасада в алтарной части была произведена, видимо, в процессе строительства храма или в скором времени после его возведения (фото 1). По периметру всего объема проходил кирпичный цоколь, выступающий от стены на 4 см. Фрагментарно сохранившаяся вычинка цоколя на северном фасаде относится к началу XX в., о чем свидетельствует использование кирпича по формату близкого кладке дымовой трубы и применение цементного раствора. Эта дымовая труба относится к 1911 г., когда по проекту 1911 под трапезной была устроена котельная для отопления церкви. Вход в котельную (фото 3) располагался на южном фасаде и примыкал непосредственно к трубе. Видимо, к этому же времени относится и ремонт фасадов памятника. Во внутренних стенах трапезной есть вырубленные вертикальные каналы (фото 15, 16, 20), где устанавливались калориферы. Подвал был перекрыт системой кирпичных сводов по металлическим рельсам; от этого перекрытия уцелел незначительный фрагмент в примыкании к южной стене трапезной. В настоящее время помещение подвала разрушено и завалено мусором.
Вход в трапезную с запада был понижен, о чем свидетельствует закладка кирпичом верха первоначального проема по вставленной деревянной перемычке (фото 12). В храмовой части церкви сохранились фрагменты б.к. пола, что позволяет определить отметку пола в алтаре. Произведенными зондажами на северной и южной стенах храмовой части интерьера установлено наличие кирпичной внутренней стены (фото 33—35), отделяющей алтарь от храмовой части церкви. Ее высота определилась верхом белокаменных блоков, являвшимися подкладками под металлическую связь, которая после разборки стены была сохранена. Судя по отметкам этих блоков, стена не доходила до пят сводов, поэтому ее наличие следует отнести не к конструктивным решениям, а скорее, она была предназначена для установки иконостаса. Первоначальный иконостас мог быть как деревянным, укрепленным на этой стене, так и штукатурным, с протяжкой иконных рам (пример — церковь Рождества Христова в селе Черкизово конца XVIII в.)
Северный портал храмовой части был понижен, о чем свидетельствует наличие первоначальной перемычки над входом. Свод над храмовой частью церкви частично разрушен, в местах разрушения видны металлические связи, которыми армировалась кирпичная кладка свода (фото 29). На двух оконных проемах северного фасада сохранились металлические решетки, а над северным дверным проемом — след примыкания навеса над входом. На белокаменных наличниках оконных проемов сохранились подставы для навески ставень.
Нижний ярус колокольни представляет собой открытую прямоугольную паперть, перекрытую тремя широкими арками опирающейся на стену трапезной и крестовым сводом между ними. Вход на второй ее ярус осуществлялся по винтовой лестнице (фото 13, 22), устроенной в толще северо-западного пилона. Квадратный ярус звона хорошо сохранился (фото 24) но лицевые поверхности кирпичных стен пострадали от выветривания кладки. Сохранились металлические и деревянные конструкции для навески колоколов (фото 26).
Сохранились б.к. ступени (фото 10, 11) южного и западного порталов колокольни, б.к. фрагмент западного крыльца. Сохранился деревянный импост столярного заполнения западного портала колокольни, а также фрагменты деревянных коробок фрамуг северного и южного порталов.
На прилежащей к церкви территории сохранились надгробные камни церковного кладбища. Церковная ограда утрачена.
ВЫВОДЫ: планировочная структура памятника с момента постройки изменилась незначительно. Проведенные исследования, наличие иконографического и архивного материалов позволяют восстановить первоначальный облик памятника.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Церковь Преображения Господня в селе Спасском на речке Каменке впервые упоминается в Писцовых книгах Дмитровского уезда 1627/28 г. Село находилось в вотчине Н.Н. Беглецова, которую он приобрел по закладной памяти у Афанасия Боброва. В описании шатровая церковь с приделами Иоанна Предтечи и Параскевы Пятницы отмечена «без пения», то есть службы в ней на момент составления документа не было. Отсутствовал церковный причт иконы и утварь, а отмежеванная церковная земля сдавалась в оброк разным лицам.
Никита Беглецов построил в селе Спасском две церкви — холодную Преображения Господня с приделами Богоматери Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи и теплую Рождества Богородицы с приделами Николая Чудотворца и преп. Александра Свирского, снабдил утварью и учредил причт в составе священника, дьячка и пономаря. Из описи 1658 г. видно, что в Преображенской церкви находилась местночтимая икона Преображения Господня, обложенная серебром. На особое почитание образа указывают приклады — «9 золотых, два креста — один яшмов, другой серебреной».
В том же году Спасское было отказано в вотчину окольничему Ф.К. Елизарову, который продал ее князю Я.К. Черкасскому. Его внук князь A.M. Черкасский в 1727 г. заложил село своей родственнице княгине П.Ю. Трубецкой, вышедшей замуж за П.С. Салтыкова. В первой половине XVIII в. в селе была только одна церковь — Преображения Господня.
Около 1770 г. П.С. Салтыков вместо деревянной закладывает каменную церковь Преображения Господня. Храмозданная грамота была выдана помещику в 1764 г., но строительство по неизвестным причинам было отсрочено на шесть лет. На год закладки церкви указывают клейма с датой на кирпичах («1770» — в кладке нижних частей храма, «1771» — в верхнем ярусе колокольни). Подобные кирпичи с датой в клеймах применялись при строительстве зданий известного имения П.С. Салтыкова — Марфино, расположенной неподалеку от Спас-Каменки. Например, они встречены в стенах так называемых «псарен» — двух парных флигелей, расположенных при въезде в усадьбу. Вероятно, П.С. Салтыков, задумавший перестройку Марфина в камне, устроил поблизости от села кирпичное производство, продукция которого использовалась не только для подмосковной резиденции, но и построек в ближайшей дмитровской вотчине. Судя по датированным клеймам строительство Преображенской церкви велось, как минимум, два сезона, по крайней мере, столько продолжались каменные работы. Вряд ли кирпич, изготовленный в 1770 или 1771 г. был складирован в течение нескольких лет — он шел исключительно на нужды марфинских построек, поэтому количество изготовленного материала несомненно включало в себя и число предназначенное дл постройки церкви в ближайшей вотчине.
Перед нами один из немногочисленных примеров перемещения кирпича для провинциальных строек на значительное расстояние от места изготовления. С древности и до середины XIX в. вне крупных городов практиковалось его изготовление и обжиг вблизи строительной площадки возводимого здания, для обслуживания которой устраивались кирпичные заводы, рассчитанные только на количество материала потребляемое данной стройкой. Исключение составляли крупные поселения, где каменное строительство не прекращалось ни на сезон (Москва, Санкт-Петербург, губернские центры), поэтому уже в XVII-XVIII вв. там уже имелось кирпичное производство промышленных масштабов.
По сведениям Е.Н. Подъяпольской, Преображенская церковь освящена в 1777 г. Столь продолжительные сроки — с момента выдачи храмозданной грамоты до начала постройки (с 1764 по начало 1770-х гг.) и до освящения храма могут свидетельствовать о второстепенном внимании П.С. Салтыкова, занятого украшением Марфина, к каменному строительству в селе Спасском. По-видимому, уже во второй половине XVIII в. в помещичьей усадьбе жили только дворовые люди, а село рассматривалось как своего рода хозяйственный филиал марфинской вотчины. Поэтому возведение небольшой, компактной каменной церкви было рассчитано только на приход села и ближних деревень и характеризует его небольшие размеры. Кроме самого села Спасского в него входили деревни Тефаново, Трутнево, Лупаново и Зараменье, принадлежавшие Салтыковым, а также расположенное поблизости сельцо Хорошилово Нееловой.
В течение XVIII — XIX вв. серьезных изменений облика Спасской церкви не происходило, чем объясняется минимальное количество документальных свидетельств на этот счет. В 1794 г. по прошению сына П.С. Салтыкова Ивана Петровича получено разрешение вместо ветхой деревянной кровли покрыть храм железом и черепицей (главы?).
По резолюции митрополита Филарета (Дроздова) в 1829 г. в Спасской церкви устроено печное отопление, что позволяли небольшие размеры здания. По-видимому, около этого времени была произведена реконструкция интерьера — разобрана кирпичная алтарная преграда и устроен новый иконостас и надпрестольная сень в стиле ампир, известные по фотографиям 1930-х гг.
В начале XX в. вокруг Преображенской церкви построена прямоугольная в плане ограда с каменными столбами и металлическими решетками (проект 1911 г.). По проекту 1911 г. реконструирована система отопления. Вместо расположенных в интерьере печей была устроена котельная, для которой под трапезной был устроен подвал с входом на южном фасаде. К южной стене была пристроена дымовая труба.
Преображенская церковь была закрыта во второй половине 1930-х гг. и некоторое время здание использовалось для нужд местного колхоза. В 1950-х гг. с крыши памятника снята значительная часть металлической кровли, что послужило причиной его дальнейшего разрушения, около этого времени была полностью разобрана ограда начала XX в. Через два десятка лет мы видим Преображенскую церковь уже в руинированном состоянии, в котором она находится и в настоящее время.

Перейти на страницу: Исторические памятники Московской области
Перейти на страницу:  
Отдых в Подмосковье

Предыдущая тема: Усадьба Селёвкино
Следующая тема: Усадьба Удино
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 16.6.2014 13:09

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 30.4.2017 05:06 , Processed in 0.066066 second(s), 13 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.