Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
0 840

Северные морские форты

xakamada Опубликовано: 7.10.2014 00:54 [Скопировать]
Северные морские форты Северные морские форты.
В 1740 году одно иностранное судно сумело пройти мелким и извилистым Северным фарватером. Поэтому, когда 29 июня 1788 года Россия объявила войну Швеции, стал вопрос о защите прохода и этим фарватером. Возникла идея построить три морских форта, находящихся на расстоянии орудийного выстрела друг от друга, вытянувшихся в линию от Лисьего Носа к северо-восточной оконечности острова. Но одержанные русским флотом 23 и 24 мая 1790 года у Красной Горки победы сняли на время необходимость укрепления Северного фарватера.
Вскоре после проведённого спешно строительства морских фортов на Северном фарватере началась их модернизация. Главное Инженерное управление возглавлял Тотлебен, а надзор и организацию работ вёл строитель крепости Кронштадт инженер — полковник К. Я. Зверев.

В соответствии с существовавшими в царской России воззрениями на архитектурную сторону военного строительства, крепостные сооружения, на которых не только несли службу, но и жили их команды, должны были соответствовать вкусам того времени. Фасады одетых камнем казематов, их фронтоны, гранитные цоколи, карнизы и прочие архитектурные детали украшались в соответствие с лучшими традициями Петербургской архитектуры.

При перестройке фортов было принято во внимание, что они с 1867 года будут вооружаться новейшими нарезными орудиями с калибром в 6, 8, 9 и 11 дюймов с длиной ствола до 5 м, которые не могли поместиться в казематах старого образца.

В 1880—1881 продолжались работы по подсыпке бруствера для таких орудий, которых насчитывалось по 10-12 на каждом форту, создаваемых, в принципе, по одному проекту.
Северные батареи № 3, 5 и 7 были в 1886 г. исключены из состава оборонительных сооружений и использовались как склады.
Во время Кронштадтского антибольшевистского восстания гарнизоны фортов активно участвовали в обороне города от войск карателей.

В 1923—1925 годах с фортов № 4 и № 6 орудия были сняты и перенесены на форт «Тотлебен»
Затем, уже перед началом немецкого нападения форты № 1, № 3, № 5 и № 7 вошли в систему ПВО Балтфлота и были вооружены зенитной артиллерией. На фортах № 2 и № 4 были установлены новые артиллерийские орудия Б-24 калибром 100 мм, а на форту № 6 — орудия Кане, что образовало 15-й Отдельный артдивизион Кронштадтского сектора, участвовавшего в контрбатарейной борьбе.

Северный форт 1
Северный форт № 1 (Северная батарея № 1) 60°01′45″ с. ш. 29°45′25″ в. д. (G) (O)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1861—1869 годах (К. Я. Зверев). Тогда остров, на котором находился форт, был соединён с островом Котлин дамбой.
Этот форт подвергся наиболее заметной перестройке в 1899 году.
Здесь к 1901 году построили батарею для 12 9-дюймовых мортир, дальномерный павильон и прожекторную станцию с автономным дизель-электрическим генератором.
До 2002 года форт использовался как склад патронов, а затем брошен.

Северный форт 2
Северный форт № 2 (Северная батарея № 2) 60°01′41″ с. ш. 29°47′28″ в. д. (G) (O)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1862—1867 годах (К. Я. Зверев)
Пока форт находится в относительно сохранившемся виде.

Северный форт 3
Северный форт № 3 (Северная батарея № 3) 60°01′21″ с. ш. 29°49′16″ в. д. (G) (O)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1862—1867 годах (К. Я. Зверев)
При постройке дамбы был засыпан песком и использовался для его депонирования. При выборке песка бульдозерами всё, что оставалось, было уничтожено. Сейчас через бывший форт проходит дорога на Кронштадт.

Северный форт 4 «Зверев»
Северный форт № 4 «Зверев» (Северная батарея № 4 «Зверев») 60°01′16″ с. ш. 29°50′51″ в. д. (G) (O)
Построен в 1864—1869 годах (К. Я. Зверев)
Это был самый интересный с архитектурной точки зрения форт. На этом форту, также как и на форту № 6 под руководством инженера-капитана Ждановича в 1870 г. полы начали покрываться природным асфальтовым раствором. Это было первое успешное применение этого материала в России, после чего началось асфальтирование улиц столицы.
Перед Первой мировой войной здесь были установлены 4 120 мм орудия Виккерса
В 1970 годах его помещения использовали в качестве выгребной ямы для отработанного мазута и прочих ГСМ с кораблей, идущих на ремонт. По этой причине и отсутствия охраны он многократно горел по несколько суток

Северный форт 5
Северный форт 5 (Северная батарея № 5) 60°01′19″ с. ш. 29°52′26″ в. д. (G) (O)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1864—1869 годах (К. Я. Зверев)
Здесь в 80-х годах учащимися ПТУ № 61 была предпринята попытка восстановления, но из-за отсутствия у государства интереса, инициатива быстро заглохла

Северный форт 6
Северный форт № 6 (Северная батарея № 6) 60°01′36″ с. ш. 29°53′46″ в. д. (G) (O)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен), перестроен в 1864—1869 годах (К. Я. Зверев)
Перед Первой мировой войной здесь были устроены бетонные дворики для четырёх 6-дюймовых скорострельных пушек Кане.
С 1962 года и до сих пор на форту находятся службы военного ведомства (ныне ОАО ГИдроприбор), которое без учёта бывшей исторической ценности застроило его постройками из силикатного кирпича, полностью исказив архитектурный облик сооружений середины XIX века.

Северный форт 7
Северный форт № 7 (Северная батарея № 7) 60°01′54″ с. ш. 29°55′06″ в. д. (G) (O)
Построен в 1855—1856 годах (Э. И. Тотлебен, И. Г. Дзичканец), перестроен в 1857—1866 годах.
Это — единственный из всех морских фортов, который стал доступен посуху благодаря близости к дамбе. В настоящее время используется как дикий неблагоустроенный пляж, привлекающий владельцев автотранспорта относительной чистотой воды. Сохранившиеся помещения используются в роли импровизированного общественного туалета. В 2009 отдан в частное владение. На 2011 год на форту есть бар, ресторан, авто и мото стоянка, пляж, стоянка для яхт. Для пеших вход бесплатный, владельцы авто платят за стоянку. Внешне, сооружений практически нет. Практически всё убрано под современные материалы, или разрушено.

Перейти: Исторический центр Санкт-Петербурга и связанный с ним комплекс памятников
Посмотреть другие:  Исторические и архитектурные памятники Санкт-Петербурга
Или перейти на главную:  Отдых в Санкт - Петербурге

Предыдущая тема: Форт Красная горка
Следующая тема: Меншиковский дворец
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 7.10.2014 00:54

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 28.5.2017 18:30 , Processed in 0.077202 second(s), 15 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.