Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
Музей-заповедник «Коломенское» Музей-заповедник «Коломенское».
Коло́менское — бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы, входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское — Лефортово — Люблино — Измайлово». Здесь, на территории 390 гектаров, открыты древнейшие поселения эпохи палеолита, неолита и раннего железа, в том числе знаменитое "Дьяково городище", давшее название археологической культуре. На территории теперь уже не существующего села Дьяково возвышается действующий храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, возведенный в середине XVI в. Он стал прообразом храма Василия Блаженного (Покровского Собора) на Красной площади. В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы — «Державная».

Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.

Василий III выстроил здесь в 1528—1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения (вероятно, заложена для моления о чадородии). В статьях о церкви Вознесения, ей часто приписывают функции сторожевой башни, но это чистая выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы был глухим и там не могло быть никакого используемого помещения.

Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547—1554 гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И. Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины (29 августа)[источник не указан 1516 дней].

В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II.

Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667—1668 гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.

Музей-заповедник «Коломенское»

С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».

После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран. Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766—1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние — деревянные.

В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.

Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году. Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка. Последний дворец был разобран в 1872 году. От дворца 1825 г. сохранился только один флигель. В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 2001—2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты. Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации. После реставрации с 2011 года на ярмарочной площади в Коломенском проводятся крупнейшие всероссийские ярмарки мёда.

Музей Коломенское был основан в 1923 г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в. При Барановском хозяйственную постройку из Преображенского поставили на месте светлиц, напротив места, где некогда стояли утраченные шатровое крыльцо «приказных» палат и сами палаты. Для парадного царского двора, где Алексей Михайлович принимал послов, хозяйственная постройка не подходила, но вся территория тогдашнего музея составляла 25 га. После Барановского поставили Домик Петра I на разваленных фундаментах XVII в. и на следах построек XVI в. На свободном лугу поставили Святые врата Николо-Корельского монастыря, но разрезав луч, соединявший Казанскую церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1959 году рядом с воротами Николо-Корельского монастыря поставили башню Братского острога из Сибири.

Музей-заповедник «Коломенское»

Ансамбль передних ворот. Передние ворота были некогда главными воротами летней царской резиденции. Построены они в 1673 году во время царствования Алексея Михайловича.
Парадный въезд в Коломенское осуществлялся в то время по «посольской» дороге – со стороны Москвы-реки, через него высокие гости и попадали в Государев двор. А здесь русские государи встречали своих гостей «хитроумной затеей», роль которой отводилась огромным механическим львам, выполненных «иноземным мастером» Петром Высоцким. За воротами находилось четыре деревянных льва, облаченных в шерсть. Внутри них находились часовые механизмы с пружиной, которая заставляла гривастых стражей вращать глазами и время от времени издавать устрашающий рев. Внутри ворот располагались такие же львы.
Центральная часть ансамбля Передних ворот – это сложное четырехъярусное здание, которое поставлено на белый цоколь. Его нижний ярус прорезан двумя проемами различной высоты, один из которых предназначен для проезда, а другой – для «пешего хождения». Второй ярус занимает большая Органная палата – именно в ней и был устроен механизм, заставляющий львов рычать и приводящий в движение их огромные фигуры. В третьем ярусе располагался часовой механизм, над которым в башенных проемах висели колокола часового боя. В самом верху восьмигранного шатра красовался, выполненный из дерева и опаянный белым железом, двуглавый орел с короной.
К Передним воротам с севера примыкают одноэтажные каменные палаты Приказной избы – здесь располагалось административное управление большим хозяйством царской усадьбы. Полковничьи палаты примыкают с южной стороны. Здесь также расположилось помещение ледников в котором установлен уникальный белокаменный водоотвод, служивший для оттока воды от льда, таявшего в погребах. В начале текущего столетия здесь были проведены полномасштабные комплексные научно-исследовательские реставрационные работы, после чего, в 2002-2003 годах была заменена кровля, воссоздан белокаменный цоколь. Благодаря этому мы имеем возможность видеть первоначальный облик Ворот.
После реставрации сказочным образом возникли утраченные ранее печуры, средневековые дверные проемы и окна, обнаружен часовой механизм, датируемый XVIII веком, который соединен с колоколами в ярусе звона. В 2012 году, благодаря работе современных мастеров, старинные часы зазвучали. Теперь в дневное время, начиная с 9 утра, через каждые 3 часа там раздается колокольный звон и мелодия XVIII столетия «Орле Российский». Внутристенные лестницы также приведены в первоначальный вид.
Приехав в Коломенское, гости музея-заповедника смогут увидеть те же Ворота, через которые в XVI столетии на прием к Алексею Михайловичу прибывали иностранные послы и другие высокопоставленные гости. В настоящее время в ансамбле Передних ворот демонстрируется экспозиция «Вехи истории Коломенского».

Музей-заповедник «Коломенское»

Дворец царя Алексея Михайловича. Этот дворец является памятником архитектуры и искусства последнего, наиболее яркого периода Московского царства, именно в него уходят корни современной России.
Во время правления Алексей Михайловича дворец много раз был перестроен, что связано с увеличением семьи. Он имел ассиметричную планировку и представлял собой множество клетей различной величины, соединенных переходами и сенями. А точнее, он состоял их 26-ти теремов, высота которых была от 2-х до 4-х этажей.
Дворец Алексея Михайловича – образец неподражаемого стиля, который заключается в успешном слиянии искусства допетровской Руси с искусством Западной Европы. Его отличают: декоративность, высочайший уровень исполнительского мастерства и яркая художественная полифония, обеспеченная за счет применения различных материалов и способов. Все это создает жизнерадостное, праздничное ощущение, очень похожее на чудесную сказку.
Экспозиция разместилась в 24-х реставрированных интерьерах Хором Государя царя, Государыни царицы, царевичей, палат общего пользования. Художественный образ каждого из них создан, опираясь на основу взаимодействия архитектуры и обстановки с назначением помещения: парадные залы, в которых проводились торжественные приемы, пиры и празднества, личные жилые покои.
В художественной отделке помещений присутствует насыщенность декора, а также его разнообразие: необычайно яркая эмаль ценинных печей, затейливая резьба дверей, окон и наличников, мерцание стеклянных и слюдяных оконниц, широчайшая гамма красок росписей потолков и стен, узоры тканей (на предметах мебели и стенах) и ковров. Яркое освещение излучают уникальные светильники, воссозданные по сохранившимся русским и западноевропейским аналогам, датируемым XVII-XVIII столетиями.
Сюжетная структура росписи дворца состоит из орнаментов, бытийного письма, мифологических персонажей древности. В росписях царских покоев можно увидеть изображения библейских царей – Давида и Соломона.
Поражает своим великолепием «звездотечное небесное движение» - роспись потолка Столовой палаты, названная «Зодий небесный». На потолке-небе изображены: солнце, луна, звезды, символы знаков зодиака.
В хоромах царицы можно ознакомиться с росписями на темы «Притчи из Книги Эсфири» и «Времена года».

Музей-заповедник «Коломенское»

Дворцовый павильон 1825 года. Этот павильон – единственная постройка, входившая в состав императорского Александровского дворца, которая сохранилась до наших времен.
Дворцовый ансамбль с павильоном был построен по проекту архитектора А.Д.Тюрина к северу от церкви Вознесения на высоком берегу Москвы-реки. К реке можно было спуститься по террасам с широкой лестницей; берега соединял деревянный мост.
Предполагается, что павильон использовался как домашний театр или чайный домик. Он был выполнен из дерева – его корпус собрали из вертикально стоящих бревен, обшили тесом и оштукатурили. Как с северной, так и с южной стороны к нему были пристроены веранды с навесами, откуда открывался великолепный панорамный вид. Главным считается фасад, выходящий на реку. Его украшает скромный дорический портик с четырьмя, тоже выполненными из дерева оштукатуренными колоннами. Широкая лестница, ведущая к портику, проходит по белокаменному стилобату, на выступах которого ранее располагались скульптуры сидящих львиц.
Павильон, оставшийся от дворцового комплекса, часто использовался не по назначению. Например, в 1830-е годы в летнее время в нем размещался лазарет Московского кадетского корпуса. В начале XX века его здание стало сдаваться Дворцовой конторой в аренду Московскому земству для выделения жилья медицинским работникам Коломенской больницы. С 1924 года он был в ведении Главнауки. В 1930-х годах он был скульптурно-декоративной мастерской МОССХ. Перед ВОВ в нем был размещен ресторан «Коломенское», а в годы войны – воинская часть, что привело к значительным повреждениям здания.
Позже он стал местом размещения различных выставок, здесь также проводились концерты русского романса, камерной классической и народной музыки.
С февраля 2005 года началась полномасштабная реставрация памятника. Во время работ было обнаружено, что фундаменты под ним почти полностью разрушены. В связи с этим были выполнены работы по строительству новых фундаментов, замене сгнивших нижних венцов здания и восстановлению белокаменного цоколя по периметру Павильона. Произведена полная замена балок, пострадавших во время пожара в 1970-х годах прошлого столетия. Также отреставрированы белокаменные ступени и площадки, колонны портика в восточном фасаде, кровля, дверные и оконные проемы, восстановлены полы.
На историческом месте вновь появились скульптуры восседающих львиц. Работы с деревянными элементами и конструкциями были проведены с обязательной обработкой био- и огнезащитными составами. На сегодняшний день в Павильоне работы по внутреннему и внешнему оформлению завершены полностью.

Музей-заповедник «Коломенское»

Домик Петра I. Домик Петра I – это одно из небольших, но вместе с тем одно из наиболее посещаемых памятников Коломенского.
Изначально он был построен для царя в другом месте – на острове Марков в устье Северной Двины в 1702 году. Петру довелось прожить в нем пару месяцев, чтобы понаблюдать, как в Архангельске строят корабли и крепость. Так как Северная Двина является очень коварной речкой, способной в период ледохода сносить и не такие домики, его разобрали и перенесли сначала в Новодвинскую крепость, где он пострадал от пожара. После восстановления, в 1877 году его ставят в центре Архангельска, и лишь в 1930-х годах он перевозится в Коломенское.
На сегодняшний день этот домик является одним из немногих сохранившихся на территории Москвы зданий, в которых приходилось жить великому российскому реформатору.
В результате тщательной научной реставрации здание приобрело первоначальный вид и с 1936 года стало принимать своих многочисленных посетителей.
Общая историческая экспозиция развернута в сенях, а в других помещениях можно ознакомиться с интерьером царского временного жилища. Важной частью исторической экспозиции считается коллекция плотничьих инструментов того времени, поскольку дом выполнен из дерева и строился плотниками. Также здесь можно увидеть модель единственной в истории российского флота трехмачтовой галеры, маленькие корабельные пушки, образцы холодного оружия, копию Преображенского гвардейского знамени. Впечатляет гравюра Пикарта «Гангутский бой».
В кабинете Петра до наших дней сохранилась атмосфера деятельности, недюжинной работоспособности государя. Здесь он занимался инженерными работами, и время от времени поглядывал в телескоп, чтобы проследить за работами по возведению Новодвинской крепости. Этот телескоп стоит на столике, здесь же разложены карты, атлас. Рядом стоят часы немецкой работы, в то время считавшиеся очень модными.
Несмотря на наличие новомодных иноземных штучек – первых для того времени признаков приближающегося прогресса, в домике сохранился традиционный русских интерьер. Это вделанные в стену лавки, окружающие по периметру жилую комнату, на которых можно было и сидеть, и спать, и ставить различные сундуки и шкафчики. Отапливался дом печкой-голландкой, украшенной изразцами.
Интересной особенностью этого дома, не являющейся характерной для русских изб, считаются многочисленные и при этом довольно большие окна. Это можно объяснить тем, что дом строился в летнее время для непродолжительного пребывания в нем царя, поэтому потребность в сохранении тепла за счет окон отпала. Но, возможно, здесь могло сказаться влияние голландской архитектуры.
Интересен и дверной проем при входе в дом – он сделан закругленным и напоминает собой арку, что достаточно необычно для русских плотников. Скорее всего, в строительстве дома участвовали европейские мастера.
Примечательно, что в помещении столовой в июле 1702 года царь отмечал свои именины. Петр очень любил этот праздник и всегда отмечал его со свойственной ему широтой, угощая даже тех, кто случайно оказался поблизости. Здесь можно ознакомиться с образцами знаменитой черно-лощеной московской керамики, бытовавшей в то время, некоторыми образцами посуды, привезенной из других стран и прочими, не менее интересными экспонатами.
В доме есть также комната денщика и опочивальня самого императора, в которой интересно посмотреть на походную раздвижную кровать. Хоть стоит она в собранном виде, но раздвигается очень широко, чтобы двухметровый Петр мог на ней уместиться.
Домик Петра I с того времени, как его перевезли Коломенское, пережил не одну реставрацию. Ему всегда уделялось много внимания, чтоб он дошел до наших современников в том же виде, каким его созерцал сам Петр. Экспозиция доступна как индивидуальным посетителям, так и участникам экскурсионных групп.

Музей-заповедник «Коломенское»

Сытный двор. Здание Сытного двора располагается в центре усадьбы «Коломенское», оно является одним из основных сооружений хозяйственного комплекса из числа дошедших до наших дней.
Первое, обнаруженное к настоящему времени документальное его упоминание относится концу XVII столетия. В нем говорится о необходимости проведения ремонтных работ в здании. Самый ранний графический документ, в котором отображена планировочная структура двора, относится к XVIII столетию.
Согласно результатов большого количества историко-архитектурных исследований есть предположение, что Сытный двор первоначально представлял собой одноэтажное Г-образное здание, которое располагалось в юго-восточном углу Государева двора. Оно состояло из нескольких палат: «Хлебная» вмещала три каменные печи для выпечки хлеба; «Клюшничья» – дворцовые припасы, здесь же находился и ключник, ведавший всем этим; «Уксусная» была предназначена для приготовления вин и квасов; «Поваренная» – для приготовления рыбных и мясных блюд.
К концу первой четверти XVIII столетия строение настолько обветшало, что бесконечно требовало локальных ремонтов.
В связи с широкомасштабной реконструкцией в 1766-1768 годах на Сытном дворе был осуществлен второй цикл строительных работ. По приказу Екатерины II строительством руководил П. Макулов. В результате этого над палатами сытного двора был надстроен 2-й этаж, а своды разобраны, на их месте были устроены деревянные перекрытия.
В войну 1812 года очень пострадали Кладовая палата и «Фряжский» погреб, которые были взорваны французами. В результате этого были разрушены и другие помещения, расположенные в северном крыле Сытного двора. Это послужило причиной разборки этой части двора в начале 20-х годов XIX столетия. В уцелевшей части двора со средины XIX до начала XX столетия располагалась гостиница, а потом земская школа.
Когда в 1920 году в Коломенском был организован музей, то П.Д.Барановский (директор) распорядился обследовать уцелевшее крыло Сытного двора. После этого его отреставрировали, восстановили исторические конструктивные основы строения, его убранство. Декор первого этажа осуществлен в соответствии с архитектурными традициями XVII века, а второго – согласно ориентации на время его постройки. С тех пор Сытный двор неоднократно реставрировался.
Последний, крупномасштабный комплекс ремонтно-реставрационных работ был выполнен в 2009 году. На сегодняшний день Сытный двор – это неотъемлемый компонент общего ансамбля Коломенского, подлинно раскрывающий жизнь в XVII-XVIII веках.

Музей-заповедник «Коломенское»

Церковь Вознесения Господня. Подобно сторожевой башне, высоко возвышается над Москвой-рекой белокаменный столп церкви Вознесения Господня, сооруженный в подмосковной царской усадьбе в Коломенском.
Этот храм является одним из шедевров мирового зодчества – в 1994 году он пополнил список объектов ЮНЕСКО.
В первой половине XVI века, когда строилось церковное здание, оно было очень необычным, резко отличаясь от прежних каменных храмовых построек русско-византийского или византийского стиля (преимущественно крестово-купольных). С созданием этой церкви зародился новый стиль церковной архитектуры – шатровый. Большое значение в истории России сыграло и событие, в честь которого был воздвигнут этот храм.
По самой популярной версии, храм был построен по случаю рождения будущего царя Ивана Грозного, который был для княжеской семьи долгожданным наследником. Другая же версия свидетельствует о том, что храм не был обетным (единственным), который поставили по данному ранее обещанию за исполнение долгожданной просьбы (рождения долгожданного наследника), а моленным (входящим в число множества других, возведенных по одной причине) – по случаю только испрашиваемого чадородия. Время известной поездки Василия III и Елены Глинской по монастырям для моления о чадородии пришлось на осень 1528 – зиму 1529 года. Поездке сопутствовали большие моленные вклады в каждый из монастырей, на которые сразу же, с весны 1529 года началось строительство множества монастырских храмов. Есть большая вероятность того, что закладка стен моленной Вознесенской церкви послужила торжественным зачином этой крупномасштабной политико-религиозной программы.
На выбор места для закладки церкви оказало влияние наличие родника, который бьет из основания берега, расположенного под церковью, как продолжение продольной оси храма. Это не может быть случайным совпадением, так как ключи в те времена приравнивались к «чуду». По старинной легенде, Георгий Победоносец на коне гнался за змием по дну оврага. От ударов копыт в земле стали открываться родники с чистейшей водой, способной исцелять почечные, глазные болезни, а особенно женское бесплодие. С тех пор женщины стали съезжаться в Коломенское, чтобы вознести молитвы о даровании потомства.
Есть и еще одна версия – по ней церковь построил Василий III как благодарность Господу за победу, которую он одержал в 1528 году над крымским царевичем Ислам-Гиреем.
Построена церковь из кирпича, но имеет архитектурные детали, которые выполнены из белого камня. Она разительно отличается от каменных православных церквей более ранней постройки – имеет вид центрического храма-башни, представляя собой равноконечный крест. Со всех сторон храма расположилась двухъярусная галерея-гульбище, на которую ведут три высоких лестницы. В высоту церковь достигает 62-х метров, являясь одной из наиболее высоких древнерусских построек.
Из-за большой толщины стен, которые занимают 2/3 площади застройки, внутреннее помещение храма небольшое – чуть более 100 км?. Каменный шатер завершен замкнутым сводом. Простоту отделки интерьера подчеркивает отсутствие росписей, при этом, благодаря большой высоте и обилию света, создается впечатление воздушности и необычайно легкости внутренней площадки храма.
В настоящее время здесь находится музей, где рассказывается об истории создания храма. Среди его экспонатов – предметы археологии, которые были найдены во время раскопок в Коломенском, белокаменные детали, сохранившиеся с XVI века, фотокопия иконы «Державной». Здесь также представлена фотовыставка, рассказывающая о реставрации церкви.

Музей-заповедник «Коломенское»

Церковь Казанской иконы Божией матери. Построить церковь Казанской иконы Богоматери задумал еще первый царь из династии Романовых – Михаил Федорович. В такой способ он хотел увековечить память о победе над польско-литовскими интервентами в 1612 году.
Но строительство храма воплотилось в жизнь уже во время царствования Алексея Михайловича, и было приурочено к рождению наследника – царевича Дмитрия.
Двухэтажное здание из кирпича расположилось на высоком подклете. Его правильную прямоугольную форму нарушают лишь два, сильно выступающие с северной и южной стороны, крыльца, которые ведут в верхний ярус здания. К северному крыльцу примыкает отдельно расположенная квадратная шатровая колокольня, являющаяся единичным примером в архитектуре XVII века.
Исполняющая функции домового храма, Казанская церковь была соединена при помощи крытого перехода с палатами царицы в новом деревянном дворце Алексея Михайловича. Церковь была расписана, пышно убрана коврами, дорогими тканями. Металлический пол в центре и лещадный пол приделов были утеплены войлоком. Настенные иконы оформлялись полотенцами, пеленами; многие из них были помещены в резные киоты.
По упоминаниям, местом для молитвы основной части свиты царя была трапезная, а самые близкие молились в храме перед иконостасом. Для царя и царицы были поставлены празднично украшенные молитвенные места-троны.
После переноса царского дворца на другое место в 60-е годы XVIII столетия церковь стала приходским храмом. В 1941-1942 годах он был закрыт.
Нельзя назвать большим художественное значение этой церкви. Но, благодаря этому зданию, мы можем иметь представление о типичной церковной постройке второй половины XVII века.
К сожалению, внутреннее помещение храма с двумя круглыми столбами совершенно не сохранило первоначального облика, а современная роспись, нанесенная полтора десятка лет назад полностью лишила стены того воздействия, которое они оказывали без живописи.
Не так давно создан и пятиярусный иконостас, в котором осталось лишь несколько отреставрированных икон XVII века.
Иконостас, расположенный в северном приделе преподобного Аверкия достаточно прост. Он белый с золотом, выполненный в позднеампирном стиле, с живописными вставками икон – типичный пример подобного рода исторических памяток.
Следует уделить внимание деревянной скульптуре, названной «Христос в темнице», которая находилась в приделе, а в настоящее время перенесена в главный храм. Нет сведений о ее принадлежности к искусству Руси, ее легко можно отнести к работе, например, польского мастера, но стоит отметить ее яркую выразительность.
В настоящее время в этом храме круглый год проводятся службы.

Музей-заповедник «Коломенское»

Церковь Святого Георгия с Колокольней. Расположенные на Вознесенской площади церковь Святого Георгия, датируемая срединой XIX века и Георгиевская колокольня XVI века, составляют единый комплекс.
По преданию, в XIV веке на этом же месте находилась деревянная церковь, поставленная по приказу Дмитрия Ивановича Донского в честь великомученика Георгия и в память о битве на Куликовом поле, произошедшей 8 сентября 1380 года. Археологи подтвердили этот факт.
Георгиевская колокольня появилась примерно на четверть века позже, чем Вознесенская церковь и была ее звонницей. В конце XVIII века с западной стороны колокольни была возведена деревянная пристройка – трапезная, примкнувшая к ней. Таким образом, в этом месте появилась еще одна – Георгиевская церковь, в нижнем ярусе которой был алтарь. Но в начале XIX века деревянную трапезную архитектор Евграф Тюрин, который много чего построил в Коломенском, перестроил в каменную. По мнению Петра Барановского, эта пристройка была не совсем удачной, так как она прятала колокольню XVI века, поэтому он отделил их друг от друга, в результате чего получилось два отдельных здания – колокольня и трапезная, которая сейчас является отдельным храмом.
В течение многих лет отделенная трапезная была довольно невзрачным зданием. Ее высота была всего около 3-х метров, а выглядела она подобно сараю с низкой крышей, без окон и дверей. В ней хранилась основная часть музейной коллекции. С 2004 по 2006 год в здании была проведена реставрация, а в 2007 году здесь появился великолепный барочный иконостас, подходящий по эпохе, так как трапезная относится к 1840 году и отражает непродолжительную эпоху стиля ампир в России. Клейма царских врат являются точной копией клейм того времени, возможно и сами врата тоже.
В настоящее время в Георгиевском храме можно попасть не только на богослужение, но и посетить выставки, представленные в небольшом объеме. Чаще всего это церковное искусство самых различных направлений и времен, начиная со старообрядческой книги и иконы до подборки икон Богородицы.
Георгиевская трапезная известна своей уникальной системой отопления. Еще в 70-х годах XIX века здесь был устроен «теплый пол». Под юго-западным углом можно обнаружить вход в подвал, где сохранилась печка, от которой по сложнейшей системе трубопроводов теплый воздух проходит под храмом, в результате чего пол нагревается.
Еще при Тюрине эта церквушка была расписана, но до наших дней сохранилась только часть росписи – растительный орнамент в оконном проеме. Параллельно с созданием системы отопления, вместо старой росписи, была выполненная новая, от которой также сохранились некоторые сюжеты: Притча о фарисее и мытаре, Собор Святых и фрагмент Притчи о лепте вдовицы.

Музей-заповедник «Коломенское»

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Этот храм является выдающимся памятником русского зодчества, а также единственным, кроме собора Покрова на Рву, дошедшим до наших дней многостолпным храмом XVIвека.
По одной версии, он был возведен в честь венчания Ивана IV на царствование, а по другой – как молитвенный храм Ивана Грозного о появлении наследника.
Очень интересна и необычна его архитектура – центральный барабан здания украшен полуколоннами, а звонница установлена на стене, прямо над входом. Кроме центрального столпа (восьмерика, высота которого 34,5 м), есть четыре маленьких восьмигранных столбика-башенки (по 17 м в высоту). Все они соединены стенами и имеют общий фундамент.
Полукруглая апсида примыкает к восточной стороне столпа. Благодаря столь контрастному сочетанию величественной центральной башни с четырьмя маленькими башенками, церковь приобретает вид монументального крепостного сооружения, украшенного и оживленного массивным центральным барабаном, имеющим приплюснутый верх и окруженным восемью полуцилиндрами. Есть предположение, что первоначально полуцилиндры завершались самостоятельными главками. Существующий нынче верх церкви очень сходен с Формами храмов в Болгарии и Сербии. Исследователи русской архитектуры допускают, что было шатровое его завершение.
В интерьере храма преобладают мотивы крепостной архитектуры. Уютные миниатюрные помещения приделов; навесные мощные «бойницы-машикули», расположенные в центральном восьмерике и выполненные в виде перехода от верхнего барабана к стене; маленькие фронтончики – кокошники очень напоминают крепостные зубцы. Завершается все это орнаментом, выложенным в куполе в виде вертящегося солнца с саблевидными лучами. Согласно предположениям исследователей, авторами данного сооружения были строители Покровского собора Постник Яковлев и Барма, а вопрос о времени его создания до сих пор остается нерешенным.
Церковь Иоанна Предтечи в Дьяково, в отличие от церкви Вознесения в Коломенском, сражу же была предусмотрена как приходская. Общая площадь ее составляет 400 м². По окончанию строительства храма в ближайшее время завершилось и создание крытых галерей, а над западной папертью установлена звонница в два звона. Храм не был расписан в привычном смысле, но во время реставрационных работ в 1960 году, на его куполе были обнаружены остатки росписи белилами.
Из гипотезы исследователя В.В. Кавельмахера следует, что в каменную Дьяковскую церковь были перенесены престолы деревянных церквей: «Зачатия Иоанна Предтечи», стоявшей ранее в Дьякове и «Усекновения Главы Иоанна Предтечи», сгоревшей в пожар 1547 года и располагавшейся в московском Ваганькове.
Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове является последним сохранившимся памятником архитектуры XVI века из всех возведенных на территории великокняжеской усадьбы.

Музей-заповедник «Коломенское»

Половецкая каменная баба. Половецкая баба в Коломенское была привезена в 1930-х годах и установлена на дубовой аллее. Она представляет собой изваяние, датируемое XI-XII столетиями, которое служило надмогильным памятником над курганом половца-кумана в южнорусских степях. Это не женщина, как может сначала показаться. В переводе с тюркского, баба – это отец.

Музей-заповедник «Коломенское»

Водовзводная башня. Расположена Водовзводная башня в юго-восточной части Коломенского на Вознесенской площади. Это здание было построено в 70-х годах XVII столетия с целью обеспечения водой всех строений Дворцового комплекса.
В ней вода при помощи механизмов подавалась из колодца в резервуары, после чего по трубам доставлялась потребителям. Подъем осуществлялся благодаря четочному механизму: деревянные цилиндры или кожаные мешочки, закрепленные на канате или цепи, по очереди зачерпывали воду из нижнего резервуара и доставляли ее в верхний. Башня не нуждалась в маскировке, она наоборот, демонстрировала техническое могущество России и мощь царской власти.
До нашего времени сохранилось лишь фрагмент утраченной водонапорной конструкции – это находящийся в восточном крыле белокаменный сводчатый бассейн, имеющий два колодца и две трубы, которые отходят в две противоположные стороны – к церкви Вознесения Господня и к селу Дьяково. Но башня имела и еще одно предназначение – как проездные ворота, которые ведут в Вознесенский сад и село Дьяково.
В первой половине XVIII столетия столицей России стал Петербург, и загородная резиденция правителей России утратила свои функции, в результате чего водонапорный механизм и ряд других сооружений Государева Двора тоже перестали эксплуатироваться.
Проводимые в конце XVIII столетия ремонтные работы коснулись и Водовзводной башни. Немного позже, в 1781 году, архитектор Н. Ф. Кольбе восстановил внешний облик башни, слегка изменив лишь цвет покраски – с белого на нежно розовый. Крышу сделали металлической, стилизовав под первоначальный материал – дерево.
В начале XX столетия, по распоряжению П. Д. Баргановского, первого директора музея, осуществилась замена кровли в некоторых местах, а в некоторых – ее ремонт с последующей покраской. Также был реконструирован колодец, произведен ремонт внутренних помещений.
Спустя полвека были проведены работы по реставрации того, что осталось от водонапорного механизма – очистка бассейна, укрепление его фундаментов, восстановление белокаменных стенок и кирпичного свода бассейна.
Во время руководства Н. Н. Свешникова в 1978 году была осуществлена реставрация фасадов, срезан грунт, устроена отмостка, произведена замена обветшавших кирпичей, очистка металлических ворот, также были проведены кровельные работы.
В 2002 году два этажа Водовзводной Башни были подвержены ремонтно-реставрационным работам.
С 2007 года, после еще одной – научной реставрации объекта, в помещениях башни открыта экспозиция «Государево водовзводное дело». Посетители имеют возможность ознакомиться не только с историей самого памятника, но и с водовзводным делом средних веков. Здесь представлено много уникальных предметов, связанных с водной архитектурой царского двора XVII столетия, а центральный экспонат экспозиции – это «башня в башне» - действующий макет объекта.

Музей-заповедник «Коломенское»

Спасские ворота. На территорию Государева двора с западной стороны можно попасть через Спасские ворота. Когда-то это был хозяйственный въезд в дворцовую усадьбу, через который въезжали кареты, колымаги, пошевни и возы со всевозможной кладью.
Наиболее раннее воспоминание об этих воротах содержится в чертеже из Приказа Тайных дел, датированном XVII столетием. На нем ворота нанесены как раз напротив Передних ворот на одной оси, проведенной с востока на запад. Из первоначальной надписи стало известно, что эти ворота были названы «задними». Как было принято в те времена, ворота изображены с крещатыми бочками. У Спасских ворот имеется два проезда: широкий, через который проезжали обозы и всадники и узкий – для пешеходов. По упоминаниям, Задние ворота, равно как и Передние, имели глухие створки. Когда-то Спасские ворота имели Стрелецкие караульни, это подтверждает чертеж, датируемый 1767 годом, который выполнен людьми князя П. В. Меркулова. Позже караульни были утрачены.
В 1813 году с западной стороны к фасаду ворот были пристроены две стены из камня, благодаря чему перед воротами образовался небольшой двор. Этими стенами были ограничены садовничьи и служительские земли, которые примыкали к Государеву двору.
Немного позже, в 1825 году Передние и задние ворота были связаны перспективой аллеи, эта планировка сохранилась и до наших дней.
В 2001-2002 годах проводились полномасштабные реставрационные и противоаварийные работы Задних ворот, куда была включена реставрация кладки стен, крещатых бочек кровли с последующим окрытием лемехом, согласно технологии XVII столетия.

Музей-заповедник «Коломенское»

Мемориальный столб. Мемориальный столб в честь освобождения крестьян от крепостного права был установлен крестьянами села Шайдорово на улице или перекрестке, так как был рассчитан на осмотр с разных точек зрения. Он был поставлен в благодарность императору Александру II за отмену крепостного права, вероятно, в 1881 г. после смерти императора.
В 1970-е гг. при сносе домов деревни Шайдорово под новое строительство, памятник был перевезен в музей-заповедник «Коломенское» на временное хранение. В настоящее время объект установлен на территории Государева двора в центральной части «Ансамбля усадьбы Коломенское XVI-XVII вв.».
Объект представляет собой выразительный белокаменный столб, высотой в 377 см и состоящий из четырех блоков, включающих цоколь, два блока центрального объема и фигурное завершение, и в основании стоящий на двух стилобатных плитах. Первоначально, согласно архивным источникам, белокаменный столб был воздвигнут на средства крестьян после смерти Александра II в 1881 г. и вероятно был украшен иконами и надписями, которые не сохранились.

Музей-заповедник «Коломенское»

Церковь Георгия Победоносца (деревянная). Церковь Георгия Победоносца — памятник деревянного зодчества Русского Севера в московском музее-заповеднике «Коломенское». Построена в 1685 году на берегу реки Ёрги (современная Архангельская область), сохранилась в почти оригинальном облике до начала XXI века, в 2008—2011 разобрана, перевезена в Москву и восстановлена на территории Коломенского.
Изначально Георгиевская церковь являлась частью кладбищенского церковного ансамбля Среднепогостского прихода в отдалённой деревне Семёновская на берегу Ёрги. По документам Вологодской епархии известно, что Георгиевская церковь была возведена в 1685 году на средства прихожан. Кроме неё, в Семёновской имелась ещё и деревянная Рождественская церковь (построена в XVII в.; в отличие от Георгиевской — зимняя, отапливаемая) с колокольней. В 1720-х годах Рождественская церковь сгорела, позже была отстроена заново, а Георгиевская уцелела в первоначальном виде.
К началу XIX века Среднепогостский приход включал 26 деревень с населением около 900 душ. В 1890-е годы обе церкви были облицованы тёсом, а внутри украшены росписями оставшихся неизвестными художников. Георгиевская церковь в этом облике сохранялась вплоть до начала XXI века. В 1930-х годах Среднепогостские церкви были закрыты, внутреннее убранство разграблено, позже в Рождественской была устроена школа, в Георгиевской — клуб, затем склад. Во второй половине XX века деревни бывшего прихода практически опустели. Обе церкви стояли заброшенные и обветшали. На рубеже 1980-1990-х годов Рождественская церковь сгорела.
С 2003 года специалисты Московского объединённого музея-заповедника начали разработку проекта реставрации находившейся к тому времени под угрозой разрушения Георгиевской церкви. Инициировал проект художник Иван Глазунов (сын Ильи Глазунова), случайно обнаруживший никому до того не известную церковь. В 2008 храм был разобран и перевезён в Москву, в 2009 начались работы по реставрации храма и восстановлению его на территории парка Коломенское, близ комплекса музея деревянного зодчества.
В 2011 возведение церкви на новом месте было завершено. При реставрации сруба были использованы новые брёвна взамен обветшавших. В настоящее время Георгиевская церковь, как и другие экспозиции музея деревянного зодчества в Коломенском, открыта для посещения в летние месяцы.
Георгиевская церковь — памятник традиционного деревянного зодчества Подвинья XVII—XVIII вв. Представляет собой двухъярусное сооружение из сосновых брёвен. Основная часть — четырёхугольный сруб-четверик, установленный на высоком подклете, с миниатюрными прорезями для окон и с алтарной пятигранной пристройкой с востока. Под крышей четверика виден пояс с декором, где первоначально на древних досках была начертана краской дата освящения храма (апрель 1688 года). На основной части устроен верхний, значительно более узкий четверик с крышей в форме бочки, увенчанной тремя стоящими в ряд главками с крестами. Алтарная пристройка также увенчана крышей-бочкой с главкой. У западного фасада имеется крытое крыльцо с лестницей, ведущей на верхний (над подклетом) ярус здания. Там же к фасаду пристроена галерея-паперть на консолях, некогда огибавшая весь фасад по периметру.

Музей-заповедник «Коломенское»

Памятники природы. На Государевом дворе вблизи Сытного двора и на окраине Вознесенского сада сохранились деревья дуба черешчатого, возраст которых 400-600 лет.
Наиболее старая из сохранившихся подробных описей садов относится к самому началу XVIII века (1701 г.). До наших дней дошла опись, в которой указано 6 садов, где выращивали яблони, груши, сливы, красную смородину, крыжовник, малину. Урожаи использовались «про государев обиход», т.е. для царской семьи, прислуги, а также продавались. В XVIII столетии и в начале XIX в. урожаи садов отправляли даже в нашу «северную» столицу Петербург для царской семьи. Один из них – Красный сад – располагался у Спасских ворот. Второй – Казанский сад был «позади церкви Казанской против государевых хором». В середине XVIII в. при строительстве в Коломенском дворца императрицы Екатерины II Казанский сад был распланирован как прогулочный. Среди рядов яблонь в направлении с запада на восток к Екатерининскому дворцу была проложена центральная дорога «першпектива», обсаженная грушевыми деревьями. Территория разбита на квадраты гравийными дорожками. В пересечении их устроены цветочные клумбы, где летом высаживались разнообразные растения, подсаживались молодые яблони и вишни вместо больных и отживших деревьев. Такая же планировка сада была восстановлена в 1997-99 г.г. по чертежам 1767 г. Как и в старину, здесь много декоративных растений: астры, пионы, кусты барбариса и шиповника и многих других. Они обильно цветут и плодоносят, создавая вместе с архитектурным ансамблем неповторимый образ старинной русской усадьбы. Среди плодовых растений в XVIII- XIX вв. здесь можно было встретить кедры, пихты и другие экзотические для Средней полосы России растения. Новый, Вознесенский, Большой и Дьяковский сады занимали значительно большую площадь, чем Красный и Казанский.
До наших дней сохранились три сада – Казанский, Дьяковский и Вознесенский, первые два из них расположены на тех же площадях, где и были заложены в XVII в.
В настоящее время возле Вознесенского сада устроена Усадьба пасечника с настоящими ульями и восстановлен Аптекарский огород как непременный элемент садоводства ХVIII века. Здесь выращиваются такие лекарственные растения как мята перечная, змееголовник тимьяноцветный, ромашка лекарственная, пажитник голубой, пустырник сердечный, расторопша пятнистая, репешок обыкновенный, чистотел большой, иссоп лекарственный, шалфей, котовник кошачий, эхинацея пурпурная, зверобой, рута пахучая, календула, валериана, окопник, ревень, мелиссе душица и многие другие.
В настоящее время в садах проводятся работы по санитарной и формовочной обрезке, лечению деревьев от вредителей и болезней, пломбированию дупел, проводится экологический мониторинг. Сады неплохо себя чувствуют, обильно цветут и плодоносят, создавая вместе с архитектурным ансамблем неповторимый образ старинной русской усадьбы.

По концепции С. А. Гаврилова музей деревянного зодчества надо было создавать на левом берегу речки Жужи, где можно было сделать микрорельеф местности. Но сделали музей в урезанном виде по проекту В. М. Бодунова на правом берегу (на территории села Коломенское).

В Коломенском можно принять участие в речных прогулках по Москве-реке. Они проводятся на теплоходах и длятся четыре-пять часов.

Москва, Россия
+7 (499) 782 89 17, +7 (499) 782 89 21, +7 (499) 615 27 68 (экскурсии), просп. Андропова, 39
м. Коломенская, Каширская
Режим работы: территория: май-сентябрь: пн-вс 7.00–0.00, октябрь-апрель: пн-вс 8.00–21.00; музеи: вт-пт, вс 10.00–18.00, сб 11.00–19.00, касса закрывается на полчаса раньше
Вход на территорию свободный, в музеи 30–200 р.

Посмотреть другие:  Парки Москвы
Или перейти на страницу: Туризм и отдых в Москве

Предыдущая тема: Усадьба Черемушки-Знаменское
Следующая тема: Парк «Люблино»
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 14.11.2014 15:10

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 27.4.2017 09:10 , Processed in 0.074635 second(s), 13 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.