Пожалуйста, выберите Мобильная версия | Перейти к компьютерной версии
Меню
Место дуэли М. Ю. Лермонтова Место дуэли М. Ю. Лермонтова.
Место дуэли М. Ю. Лермонтова находиться на поляне северо-западного склона горы Машук. В этом живописном районе Пятигорска установлен обелиск, установленный в его честь. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г. место дуэли поэта отнесено к числу объектов культурного наследия федерального значения. Входит в комплекс сооружений Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова и является одной из важных достопримечательностей города.

18 февраля 1840 года состоялась дуэль М. Ю. Лермонтова с Э. де Барантом, за которую поэт был арестован и предан военному суду. Суд вынес решение о трёхмесячном содержании Лермонтова в крепости с последующим направлением в один из армейских полков. Но Николай I ограничил наказание ссылкой на Кавказ, в Тенгинский пехотный полк, сражавшийся с горцами на самом опасном участке военных действий. По пути к месту службы Лермонтов заехал в Пятигорск для лечения. Здесь 15 июля 1841 года состоялась его дуэль с Н. С. Мартыновым. Местом её проведения была выбрана небольшая поляна в четырёх верстах от города - у дороги, ведущей в Николаевскую колонию (ныне Иноземцево). Поэт был убит выстрелом в грудь навылет.

Сегодня никто не знает точно, где происходил поединок поручика Лермонтова и майора Мартынова. Существует множество версий этого события, но истину установить уже невозможно. Даже в документах следственной комиссии место гибели поэта никак не обозначено.

Подлинные подробности дуэли Лермонтова долгое время оставались неизвестны и биографам поэта, и широкой публике. Не только подробности, но даже причина вызова и «правильность» самой дуэли подвергались сомнению. Сначала сомнения основывались на дуэльном кодексе — то есть имел ли Мартынов право стрелять в тех обстоятельствах. Потом настало время теории заговоров. Появились до сих популярные фантастические версии: будто бы в Лермонтова стрелял вообще не Мартынов, а спрятанный в кустах казак-снайпер. В пользу снайпера якобы говорила траектория пули, вошедшей в грудь поэта снизу (видимо, из кустов). Сразу скажем, что эта «загадка» разгадана: позиция каждого из противников описана свидетелями, и если стрелялись у Перкальской скалы, то Лермонтов встал чуть выше Мартынова. Это нарушение дуэльных правил, но в лермонтовской дуэли, которая случилась экспромтом, все устраивалось на ходу.

Место дуэли М. Ю. Лермонтова

«Казак-снайпер» был изобретением советских лермонтоведов довоенного времени, когда мрачного гения Лермонтова представляли как почти профессионального революционера. Естественно, что такого героя убивал не какой-то знакомый майор, а киллер по приказу царя и врагов из высшего общества. Позже появилась и неизбежная «жидомасонская» теория, которой способствовало и долгое молчание свидетелей, и даже традиционное христианское имя отца Николая Соломоновича Мартынова.

Сегодня история дуэли изучена и восстановлена по свидетельствам и архивным данным. Самое трагическое в ней — то, что никто из участников не ожидал такой развязки. Судя по всему, к дуэли они относились как к дурной шутке.

Николай Мартынов, в глазах потомков сравнявшийся с Жоржем Дантесом, на самом деле какое-то время служил в кавалергардах вместе с приемным сыном барона Геккерна. С Лермонтовым он познакомился еще в Петербурге, в юнкерской школе, или даже раньше. Они принадлежали к одному кругу, общались, их жизни многократно пересекались. Лермонтов был принят в доме Мартыновых. Николаю Соломоновичу везло больше, его карьера складывалась удачно, он дослужился до майора. Был хорош собой и, в сравнении с нервным и дерзким Лермонтовым, приятен в обществе, хотя считался человеком незначительным и самовлюбленным. Иногда говорят, что с Мартынова Лермонтов «списал» Грушницкого, но это не так. Во время сочинения «Героя нашего времени» Мартынов во всей своей красе и «горском» костюме в поле зрения автора не попадал, в Кисловодске его не было. Зато сестру Мартынова Наталью считали прообразом княжны Мери.

Когда Лермонтов и Мартынов встретились в Пятигорске, Николай Соломонович стал постоянным объектом лермонтовских острот и издевательств. Особой причины для этого не было, хотя есть версия о некой обиде, которую семья Мартыновых нанесла Лермонтову: его якобы заподозрили в прочтении личных писем упомянутой Натальи. Скорее всего, это только легенда. Возможно, причина для вражды и не была нужна — саморазрушительный характер Лермонтова известен. Ему было всего 27 лет, он был гениально одарен и одинок, не отличался, мягко говоря, добродушием и верил в судьбу.

Об оскорбительности его шуток можно судить хотя бы по двум известным эпиграммам на «Мартыша» — это действительно очень зло. Выходом за грань разумного называют публичное поведение Лермонтова, дразнившего Мартынова при дамах «горцем с большим кинжалом». Мартынов одевался «по-черкесски», брил голову и носил огромный чеченский кинжал; среди кавказской военной молодежи это было модно. По-французски дразнилка Лермонтова звучит эффектнее — «монтаньяр а гран пуаньяр» (montagnard au grand рoignard). При желании каламбур можно счесть неприличным. По другой версии, Лермонтов плохо говорил о Наталье Мартыновой, и Мартынов не мог не вступиться за сестру. Так или иначе, Лермонтов старательно «доводил» Мартынова — и довел. При этом Николая Соломоновича многие считали трусоватым, и вызов на дуэль последовал после прямого призыва Лермонтова — «потребуйте удовлетворения».

Мартынов потребовал. Но дуэль, судя по всему, представлялась всем ее участникам продолжением шуток. Кроме непосредственных соперников, в ней были задействованы друзья и сослуживцы Лермонтова — Алексей Столыпин, Александр Васильчиков и Михаил Глебов. По некоторым данным, на поединке присутствовали и «зрители», наблюдавшие поодаль и тоже не ожидавшие такой развязки. Все происходило вечером, в 7 часов, на фоне надвигавшейся и разразившейся под выстрелы грозы. Не было ни выбранных секундантов, ни повозки для возможных раненых, ни врача. Секундантов определили потом «для следствия»: Глебов стал секундантом Мартынова, Васильчиков — Лермонтова. Судя по всему, компания до последней минуты была уверена, что ничего серьезного не произойдет, противники согласятся на примирение и разойдутся.

Но этого не случилось, хотя приятели Лермонтова почти уговорили соперников. Мартынов согласился принять извинения, но Лермонтов извиняться не стал. Оставался шанс хотя бы обойтись без жертв, но все резко сорвалось в последний момент, у барьера. По давней почти официальной версии, Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов после этого — ему в грудь. Однако по всем свидетельствам Лермонтов вообще не стрелял, только направил пистолет вверх и громко сказал, что не станет стрелять «в этого дурака». Это стало его последними словами и последней каплей для противника. Мартынов выстрелил. В то же мгновение, как писал для официального дознания Васильчиков, «поручик Лермонтов упал уже без чувств и не успел дать своего выстрела; из его заряженного пистолета выстрелил я гораздо позже на воздух».

Мартынов не оправдывал себя и не выступал публично, хотя его к этому призывали. В 1871 году он начал писать мемуары «Моя исповедь», но не завершил их.

Место дуэли М. Ю. Лермонтова Памятник был открыт 15 июля 1915 г. без особых торжеств, так как в это время шла тяжелая война. Автор проекта Б. М. Микешин, увидев фотоснимки своего памятника в журнале, выступил с протестом против искажения задуманной им идеи обелиска. Несмотря на протест, аллегорическая ограда была сохранена.

Памятник выглядит весьма торжественно. Обелиск из белого кисловодского песчаника с черным бронзовым горельефом поэта (работа Бориса Микешина) окружен затейливой прямоугольной оградой с символическими деталями. По углам ограды нахохлились грифы — птицы смерти, ожидающие добычи, а между ними стоят соединенные толстыми цепями столбики в виде пуль. Все вместе напоминает могилу, что в первоначальные планы скульптора не входило — ограду прибавили по решению тогдашних местных властей. Обелиск установлен в 1915 году, он стал третьим по счету памятным знаком с тех пор, как в 1881 году, через сорок лет после события, специальная комиссия произвела расследование и отметила предполагаемое место дуэли. Сначала там поставили пирамиду из камней. В 1901 году ее заменили на гипсово-деревянный памятник, созданный главным архитектором Кавказских Минеральных Вод Иваном Байковым. Он представлял собой высокую полукруглую ограду, украшенную лепными венками, с пятиметровой стелой посередине. На памятнике значилось: «Здесь погиб на поединке Михаил Юрьевич Лермонтов».

Обелиск Микешина появился в июле 1915 года, через год после столетия Лермонтова. На год столетия, как известно, пришлось начало Первой мировой войны. Это напоминает о зловещей закономерности, давно замеченной исследователями жизни Лермонтова: в юбилейные лермонтовские года происходят роковые события. В год столетия смерти началась Великая Отечественная.

Последняя деталь к памятнику добавлена уже после войны, в 1950-х. Это «Лермонтовские ворота» — солидный портал с пилонами, на одном из которых изображена арфа, на другом — раскрытая книга. На каждом нарисована стрелка с надписью: «К месту дуэли Лермонтова». Если вы едете на городском транспорте, выходить нужно здесь, на остановке «Лермонтовские ворота».

В 2008 году мемориал благоустроили, и пятачок, на котором, как предполагается, в мрачный грозовой вечер 1841 года пуля Николая Мартынова насмерть сразила Лермонтова, превратился в ухоженный сквер. Теперь, пройдя через Лермонтовские ворота, из шумного города попадаешь в зеленый оазис с высокими соснами, дубами и березами. Место дуэли окружено цветочными клумбами. Рядом стоят скамейки и столики летнего кафе, продаются сувениры. По пятигорской традиции, к скорбному памятнику заезжают свадебные кортежи. В Лермонтовские дни, когда проводятся официальные поэтические праздники, все основание обелиска покрывается цветами.

Обелиск на месте дуэли М. Ю. Лермонтова является замечательным украшением одного из самых дорогих лермонтовских мест, где каждый год в день гибели поэта проводится многолюдный поэтический митинг. До сих пор продолжаются поиск точного места дуэли. Место поворота с автомагистрали (пр. Калинина) на дорогу, ведущую к скорбному обелиску, отмечено высокими каменными пилонами с трехчетвертными колоннами, на вершине которых изображены арфа и раскрытая книга. Они созданы в 1951г. по проекту зодчего Б. П. Светлицкого.

В конце 50-х - начале 60-х годов ХХ века, когда Пятигорск быстро расширялся, место дуэли М. Ю. Лермонтова вошло в городскую черту. Оно расположено в нескольких сотнях метров от железнодорожной станции Лермонтовская (микрорайон Белая Ромашка).

Путь к месту дуэли Лермонтова начинается с проспекта Калинина, о чем говорит вывеска перед аркой. Поднявшись на пару сотен метров вверх по асфальтированной дороге, нужно свернуть налево. Тропа народная не зарастет сюда никогда. Именно по этому ориентиру многие понимают, куда следует повернуть — к такому святому и дорогому месту не могла быть не протоптана тропинка. Тропа сейчас, правда, не совсем народная, облагороженная и заасфальтированная. Но еще сто лет назад тропа была именно протоптанной, утрамбованной сотнями тысяч ног. Почтить память поэта люди идут уже вторую сотню лет. Сам памятный обелиск виден уже с расстояния в сотню метров, по правую сторону дороги. Скверик перед памятником всегда чист и убран. На площадке в скверике можно приобрести памятные сувениры.

Посмотреть другие Достопримечательности Ставропольского края
Перейти на страницу: Туризм и отдых в Ставропольском крае

Предыдущая тема: Достопримечательности Ставрополья
Следующая тема: Памятники природы Ленинградской области
Жалоба Артефакты
| Ответить |                |

Всего в теме 0 ответов. Последний ответ 15.12.2014 11:22

Полезная информация

Мобильная версия|Черный список|«В сказку» |Карта сайта

GMT+4, 29.4.2017 11:27 , Processed in 0.064363 second(s), 13 queries , Memcache On.

Яндекс.Метрика

Copyright © 2011-2017 Vskazku Com.